Автохтонные, коренные, малочисленные народы

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть сущность и особенности автохтонных, коренных малочисленных народов.

Введение и актуальность


В развитие ст. 69 Конституции РФ в настоящее время приняты три федеральных закона, непосредственно регулирующие отношения, связанные с жизнедеятельностью коренных малочисленных народов: от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Как отметила Н. И. Новикова, «возможность учета обычаев и традиций этих народов провозглашена и в федеральном законодательстве Российской Федерации последних лет. На первый взгляд это отрадное явление, которое свидетельствует об осуществлении стремления ученых, большей частью этнографов, и активистов аборигенных движений создать законодательство, чувствительное к образу жизни этих народов.
Таким образом, законодатели подтвердили провозглашенные в Конституции Российской Федерации гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с принципами и нормами международного права.
Вместе с тем наше общество в целом и коренные малочисленные народы Севера в частности отнеслись к этому событию довольно индифферентно. Оно не вызвало ни всплеска академической активности по изучению обычного права и возможностей его инкорпорирования в правовую систему государства, ни активности коренных народов и их общественных организаций по сбору и фиксации (не обязательно в письменном виде) обычаев и норм обычного права».
Все три федеральных закона допускают учет обычаев коренных малочисленных народов в вопросах, касающихся судебной защиты, местного самоуправления и использования природных ресурсов на территориях традиционного природопользования:
учет обычаев коренных малочисленных народов при рассмотрении в судах дел с их участием;
право решения вопросов внутренней организации общины малочисленных народов, а также взаимоотношения между ее членами на основании обычаев малочисленных народов;
учет обычаев при использовании природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования.
Определение понятия обычаев дано в Федеральном законе о территориях традиционного природопользования, в соответствии с которым обычаи — это традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни.
Федеральный закон о гарантиях прав коренных народов (ст. 14) справедливо связывает обычаи и верования с традиционным образом жизни коренных малочисленных народов и содержит принципиально важные правовые положения, направленные на судебную защиту прав коренных малочисленных народов: «Лица, относящиеся к малочисленным народам, а также объединения малочисленных народов имеют право на судебную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, осуществляемую в порядке, предусмотренном федеральными законами.
В указанной статье раскрывается ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Разумеется, коренные малочисленные народы пользуются всеми конституционными правами и свободами на равных основаниях с другими гражданами России, и эта норма распространяется на коренные малочисленные народы в том числе, но она имеет особое для них значение. Это связано с рассмотрением дел в судах с участием коренных малочисленных народов, в которых они обвиняются в незаконной охоте, что в жизнедеятельности коренных малочисленных народов является традиционным образом жизни, традиционной охотой.
Таким образом, можно сделать вывод, что некоторыми субъектами РФ предприняты меры по развитию ст. 14 Федерального закона о гарантиях прав коренных народов. Однако наблюдается отсутствие выработанного механизма реализации положений ст. 14.
Реализация ст. 14 Федерального закона о гарантиях прав коренных народов осложнена в связи с отсутствием порядка учета традиций и обычаев малочисленных народов.
По вопросу фиксации обычного права Н. И. Новикова полагает, что «возможным вариантом решения этого сложного вопроса могут быть разработанные и сформулированные антропологами и юристами совместно с аборигенами «принципы обычного права».
Они должны закрепить наиболее общие, важные, сущностные традиции нормативной культуры этих народов, явиться переводом на юридический язык основных положений аборигенного правопонимания через изучение и интерпретацию выработанных ими обычаев природопользования, самоорганизации и самоуправления, семейно-брачных отношений и других сфер правового регулирования.
Свод таких принципов может служить определенным ориентиром при рассмотрении в суде обычаев коренных народов».
2. Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536-р утвержден перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В соответствии с данным постановлением в Российской Федерации проживает 42 национальности, которые относятся к коренным малочисленным народам. У каждой из них характерный, отличный от обычаев других национальностей обычай.
3. Необходимость проведения мероприятий в ближайшее время вызвана тем, что обычаями и традициями в полной мере владеют и в состоянии правильно объяснить, донести и дать верную их интерпретацию представители коренных малочисленных народов старшего поколения. С их исчезновением подобные попытки будут осложнены.
На основании вышеизложенного можно сказать, что обычаи и законодательство на данном этапе не в полной мере согласуются, учет обычаев на практике не осуществляется.
2. Автохтонные, коренные, малочисленные народы: тенденции и перспективы в России
 
2.1 Коренные малочисленные народы Севера: динамика и особенности воспроизводства

Заключение и вывод

В рамках Концепции государственной национальной политики Российской Федерации была разработана «Концепция устойчивого развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России», которая утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 132 от 4 февраля 2009 года.
Концепция направлена на объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества, включая объединения малочисленных народов Севера, для решения устойчивого развития этих народов.
Отсутствие или недостаточность федерального законодательства в отношении КМНС в 1990-е гг. (это касалось и других субъектов права, в частности оценки природных ресурсов) обусловили разработку региональных нормативных актов, позволивших заполнить институциональный вакуум, но после 2000 г. вошедших в противоречие с федеральными законами.
Основным фактором воспроизводства коренных малочисленных народов Севера является естественный прирост, обеспечивающий расширенное воспроизводство коренных малочисленных народов Севера и компенсирующий отрицательное сальдо миграции.
Ретроспективный анализ выявил устойчивость и высокую роль неформальных правил в репродуктивном поведении КМНС, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, сохранившихся до настоящего времени.
Перспективы демографического развития коренных этносов имеют значительную дифференциацию у отдельных народов, обусловленную их численностью, особенностями менталитета, уровнями метисации и урбанизированности, образом жизни и др., которые обусловливают расширенное воспроизводство у одних, как правило, крупных народов, и неустойчивое состояние у других – небольших по численности народов, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.
Решение проблемы признания этнического сообщества в качестве коренного народа и наделение его соответствующим правовым статусом сопряжено с рассмотрением ряда конкретных вопросов, касающихся его истории, образа жизни его представителей, соответствия характеристик и признаков этого сообщества – характеристикам и признакам, используемым в международном и государственном праве, определяющем статус коренного народа, а также с оценкой целесообразности избираемых защитных мер и их соответствия основам национальной политики государства, се целям и принципам на основе соблюдения социальной справедливости и равенства всех народов Российской Федерации.
В этой связи рассмотрение проблемы включения еще одного этнического сообщества в существующий официальный перечень коренных малочисленных народов должно осуществляться на основе знания особенностей трактовок аборигенности в государствах Старого и Нового Света, понимания целей и смысла процедуры признания и наделения официальным статусом коренного народа, знакомства с опытом конкретных случаев признания и оснований для отказа в признании этого статуса со стороны международных организаций конкретных государств.
В сферу внимания законодателей при решении вопросов наделения статусом отдельных сообществ на территориях со сложным этническим составом должно быть включено также рассмотрение юридических оснований прав на территорию и суверенитет, неукоснительное соблюдение принципов исторической и социальной справедливости.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ