Ахенская капелла и ее возможные прототипы

Известно, что строительство дворца началось Карлом Великим не позже 792 года. Дворцовая церковь освятили в 805 году во имя Девы Марии в 805 году. Восьмигранное здание симметрично в плане и увенчано куполом. Его архитектура отличается сочетанием позднеантичных мотивов и ранневизантийских. Одним из самых похожих архитектурных прообразов можно назвать церковь Сан-Витале в Равенне). Автором проекта Ахенской капеллы проекты считают некого Одона из Меца.
Считается, что образцом для Аахенской капеллы была церковь Сан-Витале в Равенне (илл.4, 5). Но в его архитектурном убранстве можно проследить и самые разные позднеримские, ранневизантийские, а также протороманские мотивы. Колонны, панно из мозаики, бронзовые двери (или сполии) и в целом многие элементы декора специально вывезли из Рима и Равенны по приказу Карла Великого.
Базилика Сан-Витале – раннехристианский памятник византийского искусства в итальянском городе Равенне. Она является важнейшим памятником византийского искусства в Западной Европе.
Главная особенность базилики заключена в её мозаиках, выполненных абсолютно технически и художественно совершенно. Насколько это было возможно на тот момент. Также по своему художественному превосходству они не имеют равных за пределами Константинополя. Именно эти мозаики отличают её среди восьми раннехристианских памятников Равенны.
Одна из основных архитектурных особенностей базилики — Базилика построена в форме восьмиугольного мартириума (или мартирия) византийского типа. Такой мартирий сравним с Октагоном в Ахенской капелле и с архитектурой церкви Сергия и Вакха в Константинополе.
Также как в Ахенской капелле, в архитектуре Сан-Витале гармонично сочетаются как элементы классического римского зодчества (купола, порталы), так и элементы византийского стиль, например, трапециевидные капители. Также как и в капелле в Ахене, низ внутренних стен у базилики облицован мрамором, а наборный пол украшен геометрическим орнаментом.
В связи с тем, что главным композиционным элементом в конструкции и капеллы и базилики является мартириум и Октагон, конструкция опор зданий примерно одинаковая. Это восемь центральных опор. На них держатся купола. В базилике диаметр купола – диаметром 16 метров, в капелле купол уже более сдержан по размерам – примерно 4,2 см.
В обоих памятниках в центре храмов за счёт опорных столбов образованы ротонды. И там, и там на одном из ярусов ротонд архитекторы расположили хоры. Промежутки между столбами ротонды образуют полукруглые аркады, что придает внутренней композиции храмов особую динамику, завершенность и красоту. Зодчие также обратились к такому приёму, чтобы подчеркнуть контраста света и тени в храме, а также обратить внимание зрителей на фигуры, расположенные в хоре и на мозаики. Так внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутьму. Вошедший зритель сразу же обращает внимание на мозаики апсиды и пресбитерия.
Полукруглые аркады в ротондах – особенное архитектурно решение, позволяющее подчеркнуть назначение самого архитектурного объекта, его главный смысл – столкновение мира света и мира тени.
Высокие выдающиеся вперёд аркады делают для глаз посетителей и прихожан максимальном открытым основной объём центрального пространства церкви. Как только посетитель заходит в церковь, он сразу же видит главный элемент архитектурной композиции.
Внутри храма аркады также несут особую визуальную функцию: они расширяют пространство. Также, пространственный эффект усиливает своеобразная фора столбов, объём которых не воспринимается зрителем.
Базилика в Равенне послужила отличным образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и особенно для её главного произведения Ахенской капеллы дворца Карла Великого. Итальянский скульптор и архитектор Филиппо Брунеллески также изучал конструкцию купола Сан-Витале, разрабатывая проект первого европейского купола Нового времени (Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции). Архитектор обратил особое внимание на способ облегчения конструкции купола церкви в Равенне. Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя были использованы полые сосуды из глины.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ