3. Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых морским (водным) транспортом.

Цели и задачи

Цель работы состоит в следующем: анализ особенностей перемещения товаров через таможенную границу ТС.

Введение и актуальность


Модернизация информационного блока механизма таможенного регулирования ВЭД на базе принципов Киотской конвенции предполагает также необходимость повышения эффективности взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС с участниками ВЭД и совершенствования сервисной функции таможенных органов.
В России технология электронного таможенного декларирования получила наибольшее распространение среди стран ЕАЭС, кроме того в РФ имеется достаточно диверсифицированный комплекс программных продуктов, разработанных для реализации технологии ЭД-2.
ФТС России в 2015 году проведена работа, направленная на совершенствование таможенного администрирования, которая позволила обеспечить сокращение времени прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, до 1 ч 44 мин при импорте (в 2014 году – 5 ч 2 мин) и до 51 мин при экспорте (в 2014 году – 1 ч 40 мин). Количество документов, представляемых участником ВЭД таможенному органу при таможенном декларировании товаров, сократилось и составило 6 документов при импорте (в 2014 году – 8 документов) и 4 документа при экспорте (в 2014 году – 6 документов).
В соответствии с пунктом 4 статьи 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с 1 января 2014 года электронное декларирование товаров стало обязательным, письменные (бумажные) ДТ используются в исключительных случаях. В 2015 году в таможенные органы подано более 3,7 млн. ДТ в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЭДТ), что составило 99,93% от общего количества ДТ (в 2014 году – более 4,3 млн. ЭДТ, 99,87% от общего количества ДТ). Количество участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, в 2015 году составило более 78 тыс. (99,81%) (в 2014 году – более 80 тыс. (99,5%).
В Республике Беларусь, на конец 2014 года порядка 97% от всех экспортных и 94% импортных поставок оформляются с применением при выпуске товаров электронной таможенной декларации и Национальной автоматизированной системы электронного декларирования (НАСЭД).
В Республике Казахстан электронное декларирование пока является скорее исключением, чем правилом. Информационная система «Электронное декларирование» по адресу http://ed.customs.kz не была введена в эксплуатацию. Информационная система органа государственных доходов, а именно портал web-декларант для подачи электронной декларации на товары пока находится на стадии проекта.
Из-за отсутствия межгосударственного взаимодействия информационных систем в настоящее время ни один российский участник внешнеэкономической деятельности не имеет возможности подать электронную декларацию на товары на таможенные посты Республики Казахстан.
Система электронного декларирования в Республике Казахстан на портале Комитета таможенного контроля http://ed.customs.kz схожа с системой электронного декларирования в Российской Федерации через портал электронного декларирования http://edata.customs.ru.
В Республике Армения электронное декларирование еще не получило распространения, и нормативно-правовая база таможенного дела требует внесения корректив в части регламентации ЭД, также требуется форсировать темпы развития практики электронного декларирования в Кыргызской Республике.
В настоящее время система электронного декларирования продолжает развиваться в ЕАЭС, но существет ряд проблем:
отсутстивие интеграции информационных систем государств – участников ЕАЭС;
низкий уровень адаптированности информационных систем ряда органов исполнительной власти;
низкой эффективности взаимодействия таможенных органов с другими органными власти в рамках межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы;
неразвитость института электронного декларирования в Кыргызии и Армении.
Перед таможенными органами стоит комплекс задач, связанных, прежде всего с предоставлением таможенных услуг максимально быстро. Участники ВЭД заинтересованы в снижении издержек при получении таможенных услуг, сокращении сроков получения таможенных услуг, простоев.
Таким образом, в целях улучшения качества таможенных услуг, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с применением информационных технологий, использование которых позволяет снизить издержки, а также избежать чрезмерного влияния субъективных факторов, исключить, в том числе, коррупционную составляющую.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что осуществление таможенного оформления, как меры, направленной на подтверждение соблюдения законодательства РФ при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, и таможенного контроля, как мероприятия, направленного на обеспечение соблюдения законодательства РФ при таком перемещении, не существуют отдельно друг от друга, а находятся в тесной взаимозависимости.

Заключение и вывод

На основании изложенного автор пришел к следующим выводам:
1. Составная часть таможенного контроля, осуществляемого в преломлении к перемещению товаров морским транспортом через таможенную границу государства – формы таможенного контроля, наиболее значимой из которых выступает таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
2. В результате исследования проблемы контроля за товарами перемещаемыми посредством транспорта, мы пришли к выводу о том, что наиболее остро стоит вопрос о проблемах организации контроля. Таможенный контроль – комплекс мер, которые направлены на обеспечение законности и соблюдения законодательств и порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства, на защиту границы РФ, экономической безопасности и целостности страны, законных прав и интересов участников ВЭД, а также на пресечение и профилактику совершения таможенных нарушений.
3. В последние годы довольно актуальной в разрезе вопросов контроля стала Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров там, где места приближены к границе. Необязательно работать в таможенной сфере, чтобы понять, что например масса агентов с азиатских Интернет-аукционов используют приграничные территории для «ухода» от таможенных платежей, что позволяет, например такой промышленно развитой стране как Китай недобросовестно конкурировать с отечественными товаропроизводителями. То же касается и торговцев – исключая таможенные затраты, они подрывают торговую активность российского бизнеса. Это касается не только названного примера. Многие представители приграничных стран находят схемы и лазейки, чтобы не только уйти от платежей, но и ввозить несертифицированные, опасные товары, подделки известных брэндов. И здесь уже проблему нельзя решить односторонними мерами. Только жесткий международный контроль способен остановить такую деятельность.
Несмотря на очевидную перспективность Концепции, ее задач и целей, которые должны быть решены, воплощение их в реальности сейчас видется нецелесообразным, так как это будет сопряжено:
- с крупными финансовыми тратами;
- с невозможностью быстрого изменения таможенного законодательства;
- с проблемами кадровой подготовки и обеспечения.
4. Реализовать контрольные мероприятия за товарами перемещаемыми морским транспортом сложно. До сих пор вполне допустимо смешивать виды, методы и формы контроля. Это проявляется не только в теории, но и в нормативно-правовых актах, что на наш взгляд не помогает достигнуть необходимой эффективности контроля.
На наш взгляд, изменению должна подвергнуться статья 110 ТК ТС, в которую надо включить дефиницию «форма таможенного контроля»: «Форма таможенного контроля – способ внешнего проявления контрольных действий уполномоченных на такие действия должностных лиц таможенных органов, с целью обеспечения соблюдения принятых правил и процедур».
5. При исследовании проблемы мы установили, что самыми распространенными формами контроля выступают таможенный досмотр и таможенный осмотр объектов, импортируемых на территорию нашей страны, так как огромный процент нарушений таможенного законодательства при перемещении запрещенных и/или незадекларированных объектов обнаруживают при проведении таких форм контроля.
6. Отмечается, что приоритетная задача таможенных органов – стимулирование и профессиональная подготовка сотрудников, осуществляющих досмотр с конкретным положительным результатом, основанным на объективной оценки. Это поможет добиваться от каждого должностного лица, осуществляющего досмотр, осознания конкретных и измеримых последствий от его деяний, а в идеале – переломить правосознание, повысить уровень правовой культуры, исключить массу злоупотреблений, создать в трудовых коллективах атмосферу нетерпимости к таким проявлениям.
7. Досмотр товаров нужно производить максимально быстро и в разумные для участников внешнеэкономической деятельности сроки. По мере обмена опытом, учитывая развитие технологий и технических средств, важно обновлять техническое обеспечение досмотра. В процессе досмотра объектов, должно стать принципом выполнение процедур так, чтобы гарантировались целостность груза, его отслеживаемость, независимость оценки и, конечно, безопасность.
8. Нами установлено, что система риск-менеджмента является обязательным механизмом, который обеспечивает эффективный контроль соблюдения нормативно-правовых актов в таможенной сфере, экономической защите государства и содействует развитию экономики, влияя и пресекая антиконкуретные действия.
9. Один из главных и обязательных элементов в повседневной контрольно деятельности оперативных работников – применение технологий и технических средств контроля.
10. Особо актуальна проблема разработки стандартов и унифицированных регламентов применения технических средств в сфере таможенного контроля. Такие документы должны устанавливать рабочие характеристики, а также процедуры применения при контрольных мероприятиях. Стандартизация средств – кропотливая, но вполне выполнимая работа. Вместе с тем, скорейшее внедрении техсредств позволит быстро повысить культуру и эффективность контроля.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ