14. Лоббирование в РФ: современное состояние и перспективы развития.

Цели и задачи

Цель работы - раскрыть развитие института лоббизма в современной России.

Введение и актуальность


Корпоративное лоббирование заключается в ограниченном участии субъектов давления, которые монополизируют сферу представительства интересов и задающих параметры функционирования и развития общества. Корпоративное лоббирование может осуществляться снизу, когда субъекты отстаивают свои интересы, и по определенной договоренности с наиболее могущественной, например депутатской, группой о взаимной поддержке. Этот вид лоббирования исходит из концепции неокорпоративизма. Обычно подобные отношения складываются, когда носители интересов принимают участие или осуществляют взносы в избирательные кампании депутата или определенной партии.
В данном случае государство может осуществлять взаимодействие с организациями, имеющими на то монополию, исключая участие и представительство третьих лиц, чьи интересы могут быть затронуты. В таком случае образуется авторитарная система лоббирования. Правовое регулирование такой системы не будет иметь практического характера. Государство само, устанавливая правила, не заинтересовано в их изменении, даже если такие изменения будут иметь правовое закрепление.
В рамках первого подхода лоббизм понимается как деятельность субъектов, влияющих на структуры государственной власти с целью принятия ими необходимых решений.
Сторонники второго подхода связывают лоббизм исключительно с нормативно- правовым закреплением лоббизма, формами и методами взаимодействия государства с заинтересованными группами. В отличие от первого подхода господствующим аспектом здесь является юридико-институциональный подход.
Существует несколько классификаций лоббирования.

Заключение и вывод

Таким образом, под понятием «лоббизм» в основном понимают деятельность организаций, которая влияет на органы государственной власти для содействия собственным интересам. Лоббирование как политико-правовое явление существовало и ранее, задолго до появления самого понятия. Лоббизм существовал и существует фактически в любом обществе, но степень его развитости, цивилизованности и интенсивность использования зависит от политической системы, характера политического режима, уровня политической культуры, правового регулирования лоббистской деятельности и других особенностей каждого конкретного общества и его страны. Единственное, что держало лоббирование на задворках политической системы, было отсутствие его правового регулирования. Со временем лоббизм в его традиционной интерпретации стал употребляться в США, где и получил нормативно-правовую институционализацию.
Лоббированию как специфическому политико-правовому институту присущи определенные характерные признаки, благодаря которым лоббирование разграничивается от этих таких смежных с ним явлений.
К таким признакам относятся:
1) политический контакт, т. е. непосредственная связь носителей интересов с должностными лицами либо с их близкими либо направление определенного потока информации в адрес должностных лиц;
2) ограниченность интересов, т. е. с помощью лоббирования осуществляются, как правило, сугубо личные, узкокорпоративные интересы, не соответствующие объективным потребностям государства и общества и, зачастую, противоречащие им;
3) закрытый характер отношений - лоббирование исторически развивается в кулуарах и не всегда возможно отследить, кто же действительно стоит за тем или иным решением.
Неотъемлемой частью лоббирования являются его цели, в качестве которых выступают защита интересов или выгода. Защита интересов есть естественная, законодательно закрепленная, цель лоббирования.
Несмотря на то, что лоббирование не получило институциализации в современной российской правовой системе, формы представительства групп интересов и взаимодействия с институтами публичной власти постоянно развиваются. Важное место здесь занимают факторы развития, обусловливающие потребность в лоббистской деятельности, к которым следует отнести:
Во-первых, неравномерность образования новых субъектов общественно-политической жизни, в т. ч. различных хозяйственных корпораций и корпоративных групп, неравномерность процесса их роста и девальвации.
Во-вторых, не прямолинейность исторического процесса развития политико-правовой системы.
В-третьих, необходимость формирования нормативно-правовой базы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ