Методы исследования в курсовой работе

История науки насчитывает тысячелетия, и за это время было придумано множество методов исследования. В курсовой работе не нужно изобретать новые – только выбрать подходящие из теоретических и эмпирических, общенаучных и узкоспециализированных.

Рисунок 1 – Методы исследования

Теоретические методы исследования

Теоретические методы нужны, чтобы раскрыть сущность изучаемого явления или объекта, понять его устройство, общие закономерности функционирования и условия возникновения. Теоретические методы позволяют осмыслить информацию с помощью умозаключений и логических операций. Важнейшие методы, относящиеся к теоретическому уровню познания:

  • Анализ. Представляет собой деление предмета исследования (процесса, явления) на компоненты для изучения их свойств. Разные виды анализа порождаются разными способами деления: структурный анализ (связь между элементами системы), исторический анализ (связь между временными периодами) и т.д.
  • Синтез. Синтез можно сравнить с собиранием паззла. На этапе анализа рассматривается каждый фрагмент, а с помощью синтеза они складываются в целостную картинку. Синтез позволяет увидеть системные свойства предмета изучения.
  • Абстрагирование. Любой реальный объект очень сложен, может рассматриваться с разных сторон. Исследователя интересуют отдельные аспекты предмета изучения, и чтобы отбросить все лишнее и отвлекающее, применяется абстрагирование.
  • Классификация. Все многообразие проявлений предмета исследования может быть удобно разделить на группы (классы) по тем или иным основаниям.
  • Аналогия. Этот метод представляет собой присвоение одному объекту атрибутов другого исходя из наличия сходства. Аналогия – основа моделирования.
  • Индукция (логический переход от частного к общему).
  • Дедукция (логический переход от общего к частному).
  • Формализация. Этот метод важен для точных наук, лингвистики. Состоит в изучении сути процессов через построение математических моделей (формул).
  • Аксиоматический метод. В соответствии ним, базовые предположения считают проверенными и не нуждающимися в доказательстве. Дальнейшие рассуждения основываются на них как на непреложной истине.

Перечисленные методы имеют общенаучный характер. Их можно применить практически в любой курсовой работе по любой дисциплине – от психологии до ядерной физики.

В курсовой работе теоретические методы нужны в первую очередь для написания теоретической главы. В основе их использования лежит изучение литературы – учебников, монографий, статей в специализированных журналах и сборниках трудов.

Эмпирические методы исследования

Вторая часть курсовой работы предполагает получение знаний опытно-прикладным путем. Для этого требуются не теоретические, а практические (или эмпирические) методы:

  • Сравнение. Это действие знакомо всем с детского сада, с картинок «найди 10 отличий» и загадок «чем ворона отличается от самолета». Служит для выявления общих и специфических черт. Можно сравнивать разные объекты или состояние одного объекта во времени.
  • Наблюдение. Это простейший из эмпирических методов. Он состоит в использовании данных человеку органов чувств для получения сведений. Благодаря развитию техники наряду с прямым наблюдением появилась возможность использовать косвенное (с помощью приборов или регистрирующей аппаратуры). Роль наблюдателя пассивная, процесс должен проистекать сам по себе.
  • Эксперимент. Если исследователь хочет создать особые условия для наблюдения, он занимает более активную позицию и превращается из наблюдателя в экспериментатора. Эксперименты могут проводиться как с самим предметом изучения, так и с его моделью.
  • Измерение. Измерение заключается в выражении параметров изучаемого предмета в общепринятых численных единицах – метрах, килограммах, секундах, джоулях и других. Измерение требует сопоставления с эталоном (линейкой, гирей).
  • Описание. Выступает завершающей стадией наблюдения или эксперимента (качественное описание) и измерения (количественное описание). Полученную информацию можно выражать с помощью научных понятий, графиков и схем, табличного представления цифровых данных.
  • Моделирование. Формат модели определяется особенностями дисциплины. Например, будущий архитектор может склеить из картона модель проектируемого здания и прилегающей территории (материальное моделирование), экономист – написать программу (имитационное моделирование).
  • Анкетирование, тестирование, опрос. Эти мероприятия более типичны для дисциплин социально-гуманитарного профиля. Они нужны для получения информации от респондентов.
  • Беседа, интервью. Эти приемы подобны анкетированию и опросу, но носят более «вольный» характер, вопросы менее жестко регламентированы. Если опрос проводится по специальным опросникам со схемами перемещения («Если выбран ответ ДА, переход на вопрос 13, если ответ НЕТ – на вопрос 17»), то интервью (и еще более свободная беседа) может зайти в непредсказуемую сторону, далекую от изначальной проблематики.
  • Экспертные методы. Если достоверные сведения о предмете исследования получить невозможно (как часто бывает с социальными или политическими процессами), полезным становится применение экспертных методов. Они позволяют повысить достоверность знаний, полученных от нескольких экспертов, а не просто поверить на слово одному специалисту, поделившемуся своим мнением.

Рисунок 2 – Классификация методов исследования

Как написать методы исследования в курсовой

В курсовой работе методы исследования обозначаются во введении. Студенты часто думают: раз введение находится до основной части, его и писать надо раньше. Пока работа полностью не выполнена, нельзя с уверенностью сказать, какие методы исследования будут в ней использоваться. Разумеется, определенные предположения (план исследования) формулируются заранее, но в любой момент обнаруженная закономерность может потребовать добавить какой-то прием. Поэтому описанием методов лучше заняться в последнюю очередь.

Перечисление методов начинают с общенаучных: практически в каждой курсовой применяют анализ, синтез, классификацию и сравнение. После этого надо указать конкретные специфические методы. Так, в курсовой работе по теме: «Совершенствование финансового состояния ООО «Квадратик» будут уместны методы SWOT-анализа, вертикального и горизонтального анализа бухгалтерского баланса. Не нужно перечислять все использованные приемы, достаточно ограничиться наиболее значимыми.

Примеры методов в курсовых работах

Пример перечисления методов в курсовой работе по международным отношениям: «Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой теме, институциональный подход (исследование места и роли институтов в развитии сотрудничества между РФ и странами АТР). В работе применялись методы экономического анализа, в частности, вертикальный (структурный) анализ».

Пример методов работы по экономическому анализу: «При написании работы применены следующие методы исследования: анализ литературы, методы вертикального и горизонтального анализа, метод сравнения, SWOT-анализа, метод коэффициентов, дерево целей, экспертный метод».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Размер не более: 2 MB. Вы можете загрузить: несколько Изображений, выбрав их одновременно. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда