Как оформить список литературы в дипломе

Обязательной частью при написании дипломного проекта является правильное оформление списка литературы. Этот раздел работы позволяет преподавателю оценить, насколько хорошо студент исследовал заданную тему, актуальны ли использованные сведенья, приняты ли им во внимание современные взгляды на исследуемую проблему. Благодаря списку можно проследить новизну тематики дипломного проекта, практические разработки и проведенный анализ. Важнейшим критерием при оформлении списки литературы диплома является строгое соответствие ГОСТу 2020 года.

Почему список литературы настолько важен

Список литературы или библиография – это неотъемлемая часть любой научно-исследовательской работы, которая содержит цитируемый в ней архивный материал, учебные произведения и другие пособия, относящиеся к теме.

В зависимости от структуры библиографические описания могут быть:

  • одноуровневые: описание одного документа (учебник, монография, справочник, архивный документ, статья);
  • многоуровневые: описание многочастотного издания (многотомный источник);
  • аналитические: описание части документа (статья из сборника или периодического издания).

Дипломный проект – это самая серьезная аттестационная работа, которая является завершающим этапом обучения. Над ней учащийся может работать несколько месяцев, ведь для составления грамотного материала нужно не только изучить и обработать теорию, но и получить данные на предприятия для оформления ее практической части. Особые требования выдвигаются не только к смыслу и раскрытию темы, но и к оформлению списка литературы.

Он должен содержать минимум 40 источников. Базовыми первоисточниками считаются учебные пособия известных авторов в исследуемой области знаний, их статьи и разработки.

Совет: учащиеся недооценивают важность оформления библиографии и оставляют ее на последний момент. В результате список оформляется в спешке и содержит ошибки. Некоторые пытаются обмануть преподавателя и скачивают из интернета список по своей теме. Никогда не делайте этого! Опытный член комиссии заметит халтуру и на защите легко сможет вас «завалить».

Требования, предъявляемые к литературе дипломной работы

Столь серьезная научно-исследовательская работа должна создаваться на основе учебных изданий, отвечающих таким требованиям:

  1. Год выпуска книги должен быть не старше 3-4 лет.
  2. Используемая литература должна быть строго по теме дипломного проекта.
  3. Если в работе нужно использовать литературу 1990-х гг. сократите ее количество до минимума. Допустимо, если она составит не более 30% диплома, и то, если раздел нужно посвятить истории прошлого века.
  4. Каждый используемый первоисточник упоминается в тексте работы в виде сносок.
  5. В процессе написания дипломной работы нужно сократить использование учебников и учебных пособий. Основной акцент делайте на монографии, научные статьи в журналах. Поэтому и библиография должна составляться в таком соотношении. Это повысит научную ценность дипломного проекта.
  6. Если в списке указываются нормативно-правовые акты и законы, то они должны быть самой последней редакции. Также указывается источник и дата его первой публикации.

Изучать литературу начинайте с общей информации по теме исследования дипломной, то есть с монографий и учебников. Потом переходите к публикациям узкой специализации. На этом этапе начинайте составлять список. Анализируя литературу, определяются задачи по теме. Они прописываются в вводной части, решаются в основном блоке, а в заключении и в конце каждого раздела кратко излагаются пути их решения.

Член аттестационной комиссии оценивает качество дипломного проекта глядя на введение, выводы и список использованной литературы.

Как правильно оформить список по ГОСТу

Правила оформления списка литературы к дипломной работе регламентированы ГОСТом 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Именно ним нужно руководствоваться при составлении библиографического списка.

В дополнении к этому вузы требуют придерживаться методических рекомендаций кафедры и соблюдения совершенно иных правил, вплоть до того, где ставить точку и тире в списке. Если методички у вас нет, то библиография к диплому оформляется по ГОСТу.

В методических рекомендациях список может называться по-разному:

  • список используемой литературы;
  • список использованной литературы;
  • литература;
  • список литературы;
  • библиографический список;
  • библиография.

Что можно вносить в библиографию

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Законодательные акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Международно-правовые акты, указы Президента, постановления Правительства РФ, приказы, письма. Их нужно перечислять по убыванию в хронологическом порядке.
  3. Учебно-методические пособия, монографии, книги.
  4. Архивные документы. Указываются в хронологической последовательности.
  5. Авторефераты диссертаций, рецензии, научные статьи.
  6. Иностранная литература.
  7. Энциклопедии, словари.
  8. Электронные ресурсы.

Последовательность источников

Первоисточники должны располагаться в такой последовательности:

  1. По мере упоминания в дипломной работе. Та литература, которая была упомянута в работе первой, должна занимать первые пункты списка.
  2. Учебные пособия составляются в список в алфавитном порядке. Он определяется по первой букве фамилии. Но этот способ имеет некоторые нюансы. При написании работы используются не только учебные пособия, но и нормативно-правовые акты, иностранная литература, законы, интернет ресурсы. Поэтому сначала перечисляются нормативно-правовые акты по мере снижения их юридической силы. Далее располагаются работы отечественных авторов по алфавиту и после них идут зарубежные. Заканчивать список нужно перечислением источников из Интернета.

Бывает так, что в процессе написания дипломного проекта для аргументации собственной точки зрения было взято цитирование из разных источников одного автора. В таком случае книги перечисляются в алфавитном порядке их названий. Если вы перечисляете учебные пособия авторов с одинаковой фамилией, но разными инициалами, то ориентироваться нужно именно на последнее. Этот метод считается общепринятым при формировании в список учебников, диссертаций и статей.

Правила форматирования списка

Он называется «Список литературы» и оформляется с нового листа. Списки подаются не сплошным текстом, а нумерованным. Новый источник начинаем с нового абзаца, перед ним делается отступ. Текст строки выравнивает по ширине.

Данные подаются в таком порядке:

  1. Фамилия и инициалы автора.
  2. Полное название учебного пособия.
  3. Вид научного труда (учебник, учебное пособие, монография);
  4. Информация о книге (редакция, год выпуска, издательство).
  5. Количество страниц.

Если это статья, то указывается ее автор, заголовок, год и номер публикации. Описывая Интернет ресурсы, указывается полный адрес страницы.

Примеры

Пример списка использованной литературы в дипломной работе
Рисунок 1. Пример списка использованной литературы.

Если вы используете учебник с несколькими авторами, то в первом блоке приведите одного, а остальных – во втором:

Короленко, А. Г. Концепция развития правоведения [Текст] / А. Г. Короленко, А. Я. Петрашов. – М.: Дрофа, 2016. – 480 с.

Если в дипломной работе использована книга под редакцией одного автора, который объединил работы нескольких ученых, то ссылку на учебник нужно оформить так:

Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Р.П. Викторовой. – М.: Академия, 2011. – 327 с.

Советы студентам

Делайте сноски на источники по мере написания дипломной работы. Отмечайте не только источник или автора, но и делайте сноску на номер страницы, откуда взяли цитату. В дальнейшем это значительно упростит оформление списков и ссылок. Чтобы потом не собирать информацию по всему диплому, выписывайте отдельно использованные публикации. Научные руководители требуют перечисления всей использованной литературы. Если в работе вы использовали 40 источников, то в библиографии должно быть такое же количество пунктов. Обязательно проверьте, не пропустили ли вы какой-нибудь источник при формировании списка.

Член аттестационной комиссии только лишь взглянув на список литературы, делает вывод о полноте проведенного анализа, адекватности использованного материала и точности исследования.

Помните, что список не должен состоять только из электронных ресурсов. Часто вузы требуют, чтобы библиография дипломного проекта состояла на одну треть или две трети из интернет-источников. При написании работы не копируйте полностью текст, пропускайте его через себя, пересказывайте, сохраняя научный стиль изложения.

Особенности оформления списка в текстовом редакторе

Работа в Microsoft Word (Ворд) значительно упрощает написание дипломного проекта и оформление списка литературы. Нумерованный список позволит избежать пропуска номеров литературных источников или задвоения строк. Используя квадратные скобки для оформления ссылок, теперь не нужно вручную ставить перекрестную ссылку – если изменится первоисточник, достаточно будет ее просто обновить. Без этого функционала придется потратить много времени на проверку соответствия номеров использованных источников и ссылок на них в тексте дипломного проекта.

Добавление нового источника литературы в Ворде
Рисунок 2. Добавление нового источника в Ворде.

Общепринятыми являются такие требования к оформлению списка:

  1. Шрифт – Times New Roman.
  2. Размер шрифта – 14.
  3. Выравнивание текста по ширине страницы.
  4. Межстрочный интервал – полуторный.
  5. Арабская нумерация. Римская используется только для обозначения разновидностей литературных источников.
  6. Шрифт названий разделов на 2-4 кегля больше основного. Располагается по центру страницы и выделяется полужирным.

Добавление списка литературы – непростое задание, которое способно завести в тупик любого студента. Порой кажется, что учесть все требования невозможно – начиная от поиска и выбора источников и заканчивая оформлением их по государственному стандарту. Незначительное отклонение от требований становится причиной снижения оценки, а иногда даже недопуска к защите.

Нужна помощь с работой?

Вы всегда можете попросить помощи у команды сайта Diplom777.ru. Оставьте заявку и наши авторы назовут стоимость и сроки уже через 15 минут! После заполнения формы проверьте почту. Там будет логин и пароль от личного кабинета с вашим заказом. Вы также сможете выбрать лучшего исполнителя исходя из его рейтинга и количества выполненных заказов.

Почему выбирают нашу компанию?

  • Одни из самых низких цен на рынке
  • Короткие сроки
  • Возможность выбрать самого опытного автора
  • Гарантия 20 дней с момента завершения заказа
  • Возможность вернуть работу на бесплатную доработку

Обратившись в нашу компанию, вы гарантированно можете быть уверенным в успешной сдаче работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Размер не более: 2 МБ. Вы можете загрузить: несколько Изображений, выбрав их одновременно. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда