Любовный сюжет в поэзии Байрона

Аристократическое происхождение поэта и его популярность в литературном творчестве открыли перед ним двери светских салонов столицы Англии. На время лорд становится модным писателем, любимцем светского общества, героем двух зимних сезонов (1812-1813) [10, с. 190]. Романы и любовные увлечения также присутствовали в этот период в жизни поэта. Необходимо упомянуть одну из его поклонниц, эксцентричную Каролину Лэм, молодую девушку аристократического происхождения. Она писала стихи и часто навещала лорда. После женитьбы Байрона и его громкого развода она пыталась отомстить ему за измену, поэт даже стал героем ее неудачного автобиографического романа «Гленарвон» («Glenarvon», 1816).
Между светскими развлечениями и балами поэт писал свои «восточные» поэмы, они были написаны в сравнительно короткий срок, поскольку Байрон пытался отстраниться от окружающей реальности.
Бурные годы жизни в Лондоне в период с 1812 по 1815 годы завершились для поэта попыткой образумиться [10, с. 190]. Попытка эта была во многом наигранной и неискренней, а потому завершилась неудачей. Мисс Анабелла Милбенк, девушка не из светского общества, дочь помещика из провинции, умная и образованная, заинтересовала поэта. Это была скорее не страсть, а дружба и привязанность.
Байрон обручился с мисс Милбенк и некоторое время казался удовлетворенным, последовав за нею в поместье ее родителей, хотя в письмах и жаловался на однообразную и скучную жизнь в провинции. В начале 1815 года состоялась свадьба. Однако, уже в 1816 году, в скором времени после рождения дочери Ады, супруга поэта без всякой весомой причины покидает его, возвращается к родителям, настаивая на немедленном разводе. Поэт пытался примириться, его «математическая Медея», «моральная Клитемнестра», «принцесса параллелограммов» (как называл ее в дальнейшем поэт) наотрез отказалась вернуться в дом супруга. Развод состоялся уже в апреле 1816 года, было заключено соглашение о раздельном жительстве супругов. Обстоятельства этого неприятного дела вызвали пересуды. Для поэта дома его друзей оказались закрытыми, также и те салоны светского общества, в которых он был любимцем и центром общего внимания. При встрече с ним знакомые отворачивались. Журналы и газеты начали травлю Байрона, намекали и даже обсуждали интимные стороны его семейной и личной жизни. Английское общество охватил припадок добродетели: оно уничтожило в поэте своего недавнего любимца, который, якобы проповедовал в своем творчестве безнравственность и неверие, без стеснения следовал своей проповеди в личной жизни [13, с. 156]. Общественность обвиняла поэта в любовной связи с Августой Ли, дочерью его отца от первого брака. Во всяком случае, так полагала его супруга и близкие ей люди.
Весной 1816 года Байрон снова покидает Англию, на этот раз навсегда и в качестве изгнанника. За годы скитаний поэт побывал во многих странах – Швейцарии, Италии. Жизнь в Венеции, карнавалы, пышные народные праздники, которые длились по несколько месяцев, опера, концерты, театр, свободные нравы, непривычная для изгнанника из пуританской Англии, бездумное и легкое отношение к жизни, а самое главное − к любви − все это было отражено в поэтическом творчестве Байрона («Беппо») [4]:
Греши смелей, чтоб каяться потом!
Без ранговых различий и приличий
Все испытать спешат и стар, и млад:
Любовь, обжорство, пьянство, маскарад.
Из городов, справлявших карнавал,
Где в блеске расточительном мелькали
Мистерия, веселый танец, бал,
Арлекинады, мимы, пасторали
И многое, чего я не назвал,
Прекраснейшим Венецию считали.
Тот шумный век, что мною здесь воспет,
Еще, застал ее былой расцвет.
Возлюбленные поэта – Маргарита Коньи и Марианна Сегати. Первая была супругой венецианского купца, а вторая − простой женщиной из народа, с ними Байрона соединяло только чувственное увлечение.
В «Мазепе» («Mazeppa», 1819) поэт снова вернулся к жанру романтической поэмы, который ярко присутствовал в его раннем творчестве. Приведем несколько показательных строк [4]:
С ним не была жена согласна:
На тридцать лет его юней,
Она томилась ежечасно
Под гнетом мужа; страсти в ней
Кипели, что ни день, сильней;
Надежды… страх… и вот слезою
Она простилась с чистотою:
Мечта, другая; нежность взгляда
Юнцов варшавских, серенада,
Истомный танец − все, что надо,
Чтоб холоднейшая жена
К супругу сделалась нежна,
Ему даря прекрасный титул,
Что вводит в ангельский капитул;
Но странно: очень редко тот,
Кто заслужил его, хвастнет.
Венецианская повесть «Беппо» («Верро. A Venetian Story», 1818) и первые песни «Дон Жуана» («Don Juan», 1819-1824) более всего отразили уроки жизни в Венеции: исход из романтического разочарования в жизни был намечен в новом, ироническом отношении к окружающему обществу, отраженному в реалистической манере в комической поэме [16, с. 234].
Осенью 1818 года в личной жизни поэта произошла значительная перемена. Байрон знакомится в Венеции с молодой графиней Терезой Гвиччоли (Guiccioli), урожденной графиней Гамба, которая незадолго до встречи с поэтом была отдана родителями за богатого старика. С самой первой встречи поэт полностью отдался этой новой страсти. Однако, если рассматривать его письма к Терезе и к английским друзьям, это увлечение было несколько другого характера, в сравнении с романтическими привязанностями его юношеских лет.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ