Образ коллективного бессознательного и его влияние на политическую повестку

Одним из самых популярных и загадочных архетипических образов является комический Шут, или Трисктер (от англ. «trick» — трюк). Этот универсальный образ присутствует в культуре любого народа. Например, Гермес в греческих мифах, Локи – в скандинавских, Иван-дурак – в русских 13 сказках. Феномен данного архетипа вызывает множество споров, особенно при определении четких признаков.
Впервые этот термин упоминается в XIX веке американским антропологом Д.Г. Бринтоном. Он занимался изучением фольклора американских индейцев, в чьих легендах часто встречается этот комический персонаж.
Одним из первых фундаментальных исследований является работа американского фольклориста и антрополога П. Радина, который относит соединение божественного культурного героя и Трикстера ко времени появления человека в качестве социального существа. Он видит эволюцию человека от природной стихийности к героической сознательности. Согласно П. Радину, «Трикстер в одно и то же время является создателем и разрушителем, воздающим и просящим, одураченным и выигрывающим… У него нет каких-либо ценностей, моральных или социальных, он находится на службе у своих страстей и аппетитов, однако через его действия появляются все ценности и нормы».
В своих работах К.Г. Юнг изначально не выделял Трикстера как архетип, а заметил лишь при написании комментария к статье П. Радина. К. Юнг рассматривал Трикстера как вариант архетипа «Тени» человека. Трикстер относится к глубинам психики, это взгляд «я», брошенный в далекое прошлое коллективного сознания, как отражение недифференцированного, едва оторвавшегося от животного мира человеческого сознания. Данный архетип статичен и не предполагает дальнейшего развития. Это древнейшая архетипическая структура и воплощает в себе признаки человека, божества и животного. Поэтому Трикстер склонен к перевоплощениям и метаморфозам. Основной чертой архетипа является нарушение социальных установок. Действия Шута разрушают существующие обычаи, хотя в мифологии это воспринимается положительно, как побеждающая сила разума. К. Юнг отмечал, что Шуту присущи универсальность, телесность, противоречивость, с помощью его креативной и компенсаторной функциях выражаются нарушения разного рода границ.
Согласно К. Пирсон, архетип Шута побуждает людей наслаждаться простым течением жизни. Шут может быть склонен к лени, праздности и беспутству, он приглашает всех к игре, показывая как можно превратить любые, даже самые скучные и рутинные, дела в веселье. Его девиз и цель: наслаждаться жизнью как она есть, здесь и сейчас. Шута страшит недостаток событий и впечатлений. Ему важно находить это состояние жизненности. Теневой стороной является то, что Шут обусловлен сильными желаниями или нуждами тела, которые он не всегда способен контролировать.
Основными чертами архетипа Трикстера являются:

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ