СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (дошкольного, общего, начального профессионального,
Цели и задачи
Цель данной работы – исследовать современное состояние и перспективы развития образования в РФ как отрасли народного хозяйства.
Введение и актуальность
Современные экономические условия привели к необходимости укрепления такого принципа построения образовательной системы в Российской Федерации как конкуренция, что в сочетании с наличием организаций различных форм собственности и свободой выбора организацией реализуемых образовательных программ создаёт необходимые для этого условия. Распространение наряду с бюджетным финансированием сферы образования, финансирования внебюджетного повлекло за собой возникновение, помимо государственного, ещё и договорного регулирования
Основной задачей развития образования в РФ является обеспечение высокого качества образования, сохранение исторических традиций фундаментального образования в России, соответствие актуальным потребностям общества и личности наряду с соответствием общемировым тенденциям в целях обеспечения возможности интеграции в мировое экономическое пространство.
Социальная адресность, как фактор, влияющий на функционирование образования больше всего, требует не только соответствия образования социальному запросу, но и сбалансированности социальных интересов в условиях многонационального общества в РФ. Преодоление препятствий межкультурной коммуникации в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы со всеми ее участниками позволит решить проблему социальной адресности.
За последние годы произошло существенное изменение условий в которых функционирует система образования, что не может не сказываться на результатах как в положительном, так и отрицательном направлении.
Прежде всего необходимо отметить, что изменения в социально-экономические сферы в стране привели к изменениям и самих образовательных учреждений. Наряду с государственными (федерального и муниципального уровня) возникли и негосударственные и частные учреждения. Это привело к возникновению конкурентных отношений, с одной стороны, и к получению возможности удовлетворения разнообразных потребностей населения в образовательных услугах, с другой стороны.
Появление негосударственных учреждений было также спровоцировано и резким сокращение бюджетного финансирования в 90-е годы ХХ века при сохранении спроса на сами образовательные услуги различного уровня. Это вызвало бурный рост платного образования и в рамках учреждений, финансируемых их бюджета. Таким образом образование получило новый статус став благом, за которое платят, в том числе их бюджета домашнего хозяйства.
Система образования является той сферой, в которой тесно взаимодействуют интересы государства, общества и отдельных граждан. При этом каждый из субъектов образовательных отношений оказывает воздействие на развитие системы образования.
Заключение и вывод
Объект исследования – образование как отрасль национальной экономики – исследован в настоящей курсовой работе.
Предмет исследования – перспективы развития образования как отрасли национальной экономики в РФ – исследован путем достижения цели и выполнения задач исследования:
1. Исследовано понятие, сущность и структура образования как вида экономической деятельности.
2. Изучены факторы и условия функционирования и развития образования в РФ.
3. Проведен анализ современных процессов развития образования в РФ: тенденций и проблем развития.
4. Определены перспективы развития отрасли в ближайший период.
Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников. Структура образования включает в себя не только учреждения образования, но и субъектов, участвующих в образовательном процессе (педагогических работников, обучающихся, их родителей), а также организации, которые формируют социальный заказ для сферы образования.
К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести следующие: изменения политических и экономических условий в стране; трансформация требований рынка труда к результатам образования; внедрение информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека; изменение потребностей человека; переход к экономике, основанной на знаниях; изменение демографической ситуации в стране; изменения в структуре спроса на рынке рабочей силы.
Современные тенденции, которые в последние годы присущи российской системе образования характеризуются следующим: сокращение числа образовательных учреждений; разнообразие образовательных программ; услужение структуры образовательных учреждений; ужесточение контроля качества образования; повышение требований к педагогическим и другим работникам, занятым в системе образования.
К проблемам образовательной системы могут быть отнесены: недостаточное финансирование отрасли, износ основных фондов, система оценки результатов образования, слабая связь профессионального образования с рынками труда.
Анализ территориальной структуры образования позволяет говорить о неравномерном распределение учреждений образования и, следовательно, неравной доступности образовательных услуг.
Система российского образования испытывает сегодня существенное воздействие со стороны мировых тенденции. Это привело к переходу на многоступенчатую систему высшего образования, формирование образовательных программ исходя из запросов участников процесса с учётом требований рынка труда.
Тенденции, связанные с интернационализацией, информатизацией, динамичным развитием экономики ставят перед образованием целый ряд стратегических задач, таких как качество образования, его доступность, on-line обучение. Выполнение поставленных целей позволяет не только удержать позиции страны в мировой системе образования, но и позволяет укрепить экономические и политические позиции страны.
Ориентирами дальнейшего развития системы образования являются расширение бюджетного финансирование, усиление конкуренции образования, усиление контроля результатов.
Предмет исследования – перспективы развития образования как отрасли национальной экономики в РФ – исследован путем достижения цели и выполнения задач исследования:
1. Исследовано понятие, сущность и структура образования как вида экономической деятельности.
2. Изучены факторы и условия функционирования и развития образования в РФ.
3. Проведен анализ современных процессов развития образования в РФ: тенденций и проблем развития.
4. Определены перспективы развития отрасли в ближайший период.
Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников. Структура образования включает в себя не только учреждения образования, но и субъектов, участвующих в образовательном процессе (педагогических работников, обучающихся, их родителей), а также организации, которые формируют социальный заказ для сферы образования.
К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести следующие: изменения политических и экономических условий в стране; трансформация требований рынка труда к результатам образования; внедрение информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека; изменение потребностей человека; переход к экономике, основанной на знаниях; изменение демографической ситуации в стране; изменения в структуре спроса на рынке рабочей силы.
Современные тенденции, которые в последние годы присущи российской системе образования характеризуются следующим: сокращение числа образовательных учреждений; разнообразие образовательных программ; услужение структуры образовательных учреждений; ужесточение контроля качества образования; повышение требований к педагогическим и другим работникам, занятым в системе образования.
К проблемам образовательной системы могут быть отнесены: недостаточное финансирование отрасли, износ основных фондов, система оценки результатов образования, слабая связь профессионального образования с рынками труда.
Анализ территориальной структуры образования позволяет говорить о неравномерном распределение учреждений образования и, следовательно, неравной доступности образовательных услуг.
Система российского образования испытывает сегодня существенное воздействие со стороны мировых тенденции. Это привело к переходу на многоступенчатую систему высшего образования, формирование образовательных программ исходя из запросов участников процесса с учётом требований рынка труда.
Тенденции, связанные с интернационализацией, информатизацией, динамичным развитием экономики ставят перед образованием целый ряд стратегических задач, таких как качество образования, его доступность, on-line обучение. Выполнение поставленных целей позволяет не только удержать позиции страны в мировой системе образования, но и позволяет укрепить экономические и политические позиции страны.
Ориентирами дальнейшего развития системы образования являются расширение бюджетного финансирование, усиление конкуренции образования, усиление контроля результатов.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт