Методы работы с героем литературного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является исследование основных методов работы с героем литературного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе.

Введение и актуальность


В процессе работы над художественным произведением учителю необходимо придерживаться четкой структуры урока, который состоит из следующих ключевых этапов: подготовка к чтению (восприятию) художественного произведения, первичное чтение, проверка первичного чтения, вторичное восприятие, вторичный синтез (обобщение)
Этап подготовки к чтению художественного произведения призван актуализировать личный житейский опыт детей, расширить или уточнить их представления, а также подготовить к эмоциональному восприятию текста.
Первичное чтение предполагает организацию непосредственного, целостного восприятия текста, его понимание на эмоциональном уровне. Как правило, первичное восприятие текста характеризуется таким приемом, как чтение учителем вслух, но на более поздних этапах обучения (3 и 4 классы) можно использовать: чтение специально подготовленными детьми, чтение по цепочке, комбинированное чтение (когда дети и учитель читают попеременно).
Этап проверки первичного восприятия позволяет обменяться впечатлениями по поводу прочитанного, проверить ранее высказанные предположения, мотивировать на последующий анализ-перечитывание текста. Его цель состоит в выявлении эмоциональной оценки и степени понимания детьми прослушанного или прочитанного произведени.
Вторичное восприятие текста направлено на понимание фактического содержания произведения, адекватное восприятие героев, выяснение мотивов их поступков. Кроме того, проводится работа по анализу изобразительных средств языка и жанровых особенностей текста, по выяснению главной мысли художественного произведения. В младшем школьном возрасте можно выделить четыре условных уровня восприятия литературного произведения – низкий, средний, достаточный и высокий. Учителю необходимо стремиться, чтобы большинство учеников приблизились именно к высокому уровню восприятия, в таком случае важно применять различные формы работы над художественным произведением.
На этапе обобщения (вторичного синтеза) подводятся итоги анализа, проверяется целостное восприятие, в том числе интерпретация на основе понимания текста. При этом важно учесть три следующих аспекта:
- эмоциональный (анализ произведения должен вызвать у учеников неподдельный интерес, эмоциональное впечатление, способствовать созданию атмосферы заинтересованности младших школьников и т.п.);
- воспитательный (любой анализ произведения должен способствовать формированию нравственных качеств детей, их чувства прекрасного, развитию творческих способностей, обеспечивать личностноориентированное обучение);
- познавательный (посредством анализа произведения учитель знакомит младших школьников с особенностями жизни, литературы и культуры того или иного народа, художественным своеобразием текста, творческой манерой писателя или художника (если анализируется художественное произведение вкупе с произведением литературным).
Каждый из этапов работы над художественным произведением содействует формированию способностей к образному анализу, обогащению словарного запаса учеников, оказывает влияние на развитие памяти, творческого воображения, речи. Дети учатся «обдумывающему» восприятию, у них формируется естественная потребность разобраться в прочитанном произведении.
Таким образом, литературное чтение как учебный предмет обладает наибольшими возможностями для формирования личностных УУД младших школьников. Программные требования к результатам изучения этого предмета позволяют формировать личностные УУД с приоритетом ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Заключение и вывод


Именно работа над образами в их взаимодействии представляет собой анализ художественно го произведения. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения
Таким образом, основные этапы работы над образом персонажа с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения:
1. В детской литературе художественным образом, прежде всего, является персонаж, поэтому в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ характера от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).
2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении.
3. Если в произведении имеются описания пейзажей или интерьера, рассматривается их роль в тексте.
4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея – это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.
Существует ряд приемов, которые помогают организовать работу над характеристикой персонажа. Перечислим некоторые из них:
1) учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;
2) детям предлагается самостоятельно назвать свойство характера героя (это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более двух-трех качеств характера и показан в действии);
3) сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений. Наиболее легкий вид сравнения – противопоставление. При сравнении уточняется авторское отношение к героям

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ