массовая информация и ее роль в современном мире

Цели и задачи

Цель данной работы: рассмотреть роль массовой информации в современном мире.

Введение и актуальность


На индивидуальном уровне реализации ценностей значимым будет являться положение С. Шварц и В. Билски в которой ценности рассмотрены как некие критерии (часто индивидуумом не осознаваемые) для оценки собственных поступков. В соответствии с этим положением выделяет три типа мотивации, которые управляют деятельностью человека – удовлетворение естественных нужд, склонность к совместному социальному поведению и стремление к благосостоянию всей общности людей.
По сути, эти три положения лежат в основе всей деятельности человека. Каждому типу мотивации, которая проявляется в этой деятельности, присущи свои мотивационные цели. К примеру, если мы будем говорить о гедонизме, который активно пропагандируется сейчас через телевидении, то основной целью его будет стремление «брать от жизни все», наслаждаться каждым моментом существования. Целью достижения будет становиться стремление к общественному признанию, карьерному росту и социальному одобрению, которое выстраивается на основании требований общества. Цель безопасности, в большинстве случаев выражается в защищенности индивидуума и его семьи, в стабильности окружающего мира.
В соответствии с этим правомерно говорить о функциях, которые выполняют средства массовой коммуникации.
Информационную - информирование населения о событиях в стране и мире;
Культурно-просветительскую - просвещение населения, популяризация знаний и распространение культуры;
Рекреационная - организация досуга и обеспечение отдыха, эмоциональной разрядки, развлечения (досугово-развлекательная, рекреационная);
Воспитательная - воспитание гражданских убеждений и взглядов населения;
Функция социальной интеграции - сплочение общества, мобилизация населения на решение государственных задач.
Несправедливо будет говорить о том, что эти функции соответствуют только современному этапу – так или иначе они присутствовали в любое время; общий их состав остается неизменным, меняется только их иерархия. К примеру, в советских средствах массовой коммуникации преобладали воспитательная и информирующая функция в обход развлекательной, которая в большинстве случаев оставалась без должного внимания.
Следует сказать о том, что идеализация роли средств массовой информации столь же необоснованна, как и недооценка их роли в жизни общества. Иначе ничем не объяснить, к примеру, причин той социально-культурной ситуации, которая сложилась в постсоветской России. Речь идет о разгуле криминала, наркобизнеса и проституции, бессмысленной жестокости, аморализма, маргинализации (в противовес социализации) личности.
Причина здесь кроется не столько экономическая, на что часто любят пенять исследователи, но и идеологическая. Обусловлено это падением престижа духовной культуры, когда на первый план выходит материальная культура, обесценивание массовых традиций и идеалов, а также коммерциализацией средств массовой коммуникации, что становится причиной пропаганды псевдокультуры, которая впоследствии репрезентируется через негативный социальный опыт.
Таким образом, можно говорить о том, что современные средства массовой коммуникации играют очень большую роль в жизни общества. Это обусловлено тем, что именно они репрезентируют модели поведения современного общества, наполняя его псевдокультурными ценностями.

Заключение и вывод

Информационные блоки новостей, как телевизионных, так и киберпространственных, построенных на принципах конвергентности – одно из основных средств создание идеологичной картины мира именно в этих передачах, более, чем во всех остальных конструируется социальная позиция журналистов по отношению к ситуации в стране, которая впоследствии транслируется в реальность. СМИ в России очень часто указывают на то, что они идеологически нейтральны – показывают ситуацию с разных позиций, говоря о том, что они освещают события такими, какие они являются в действительности.
Журналисты достаточно часто говорят о том, что они равноудалены ото всех возможных трактовок происходящего в действительности. Тем не менее, следует говорить о том, что это не так, так как СМИ становятся отражением картины мира современности в определенном ключе. И ключ этот в связи с событиями на Украине все больше похож на пропаганду. Журналисты не столько говорят о событиях нейтрально, сколько выстраивают происходящее таким образом, чтобы показать катастрофичность окружающего мира, его нестабильность.
Реальное отражение ситуации в СМИ недоступно. Речь идет здесь, скорее о навязываемом взгляде на окружающую действительность, когда полностью исчезает способность критически осмыслять действительность, а выводы аудитория делает на основании суждения определенного СМИ.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ