Что такое введение в курсовой работе


Преподаватели редко внимательно читают курсовые полностью: просто представьте, сколько времени бы заняло доскональное изучение даже 20 работ по 40 страниц. Чаще всего тщательно проверяется введение, а основной текст просматривается по диагонали. Даже если дотошный преподаватель потратит время на знакомство со всем исследованием, первое впечатление формируется именно от введения.

Рисунок 1 – Написание введения к курсовой

Оформление введения курсовой работы

Введение оформляется по тем же правилам, что и основная часть курсовой работы:

  • первая строка – заголовок «Введение». Это заголовок первого уровня, чаще всего его пишут заглавными буквами и выравнивают по центру строки,
  • для текста обычно применяют шрифт Times New Roman, размер 14, междустрочный отступ полуторный, красная строка 1,25 см.

 Названия блоков введения не выделяют как заголовки, а включают в текст, например: «Объектом исследования является…». Выделение ключевых слов полужирным шрифтом чаще всего не требуется.

Введение начинается с новой страницы (первая страница после оглавления). После текста введения вставляется разрыв страницы, чтобы основная часть (первая глава) также начиналась с новой страницы.

Страницы введения нумеруются (это может быть 3 или 4 страница – титульный лист включают в общую нумерацию, хотя номер на нем не ставят).

Что должно быть во введении курсовой работы

Введение научно-исследовательских работ (в том числе и курсовых) состоит из достаточно большого количества блоков.

Рисунок 2 – Блоки введения курсовой

Некоторые кафедры не требуют от студентов включения во введение курсовой всего перечня элементов, предусмотренного для введения более крупных работ – дипломных и диссертационных исследований; другие считают поблажки неуместными даже для первокурсников. Какие пункты нужны во введении (если ориентироваться на максимально строгие требования):

  • актуальности. Обоснование актуальности – первый и самый объемный блок введения. Обычно актуальность занимает почти половину объема введения: во введении на две страницы под актуальность отводится около страницы. Начать можно с общих фраз, характеризующих современную ситуацию в сфере исследования, а затем воспользоваться одной из шаблонных фраз, таких как: «Актуальность темы работы обусловлена тем, что …», «Тема данной работы актуальна в связи с тем, что …»,
  • цель работы. Цель должна быть одна – это то, какой результат принесет написание курсовой. Конечно, с точки зрения нормального студента курсовая пишется для того, чтобы закрыть сессию (а если повезет, то и получить стипендию), но во введении цель формулируется исходя из темы,
  • задачи курсовой. Задачи – это шаги для достижения цели. Задач может быть разное количество. Удобнее всего формулировать задачи, когда уже готов план работы: каждому параграфу ставится в соответствие своя задача. Так, в работе из 3 глав (каждая по 3 параграфа) будет 9 задач,
  • объект исследования. Объект – это целая область, в рамках которой находится тема курсовой работы. Объектом может быть предприятие, национальная экономика, общественные отношения,
  • предмет исследования. Предмет – это одна из сторон объекта, его часть. Предмет может повторять тему курсовой,
  • гипотеза исследования. Этот блок часто разрешают не писать. Гипотеза – предположение, которое в результате исследования найдет подтверждение или будет опровергнуто,
  • научная новизна и практическая значимость – это части, в которых содержится информация о пользе от курсовой для общества,
  • методы исследования. В этом разделе указываются как общенаучные, так и специальные методы – весь инструментарий, который позволил провести исследование. В любой курсовой можно смело писать в числе методов «анализ литературы», «сравнение»,
  • обзор литературы. Не нужно перечислять весь библиографический список, достаточно упомянуть 5-10 авторов, труды которых были наиболее полезны.

По многим пунктам ясность появляется только тогда, когда основная часть работы уже готова. Сложно заранее предсказать все методы, которые потребуются для исследования. Почти невозможно предугадать, какие учебники и статьи окажутся полезными. Поэтому лучше не спешить с написанием введения курсовой работы, а отложить его напоследок.

Пример введения к курсовой по экономике

Российская Федерация на протяжении нескольких последних лет сталкивается с серьезными социально-экономическими проблемами.

Начиная с 2013 года наблюдается снижение экономического роста страны. Падение цен на углеводороды (нефть и газ) наглядно продемонстрировало нестабильность этой значимой статьи доходов, необходимость структурной трансформации экономики. Последовавшие за присоединением Крыма санкции со стороны западных стран и ответные анти-санкции вызвали необходимость программы импортозамещения, а также поиск новых источников финансирования (в условиях снижения доступности иностранных инвестиций и займов).

Не теряют актуальности проблемы в социальной сфере российского общества, являющиеся наследием предыдущих десятилетий: высокая инфляция (рост потребительских цен), снижение реального дохода населения, бедность и значительный уровень социальной дифференциации, вымирание население (высокая смертность и низкая рождаемость), проблемы образования и здравоохранения.

Актуальность темы работы обусловлена тем фактом, что перед государством стоит задача решения указанных проблем в целях повышения уровня жизни населения, причем основным инструментом для этого выступает бюджет (в первую очередь федеральный, являющийся ядром бюджетной системы).

Целью работы является изучение федерального бюджета и его роли в социально-экономическом развитии общества.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач, в соответствии с которыми построена структура работы:

  • раскрыть сущность федерального бюджета и его место в бюджетной системе;
  • рассмотреть доходы и расходы федерального бюджета как основа социально-экономического развития общества;
  • оценить влияние федерального бюджета на социально-экономическое развитие общества в 2016-2018 гг.;
  • проанализировать пути совершенствования влияния федерального бюджета на социально-экономическое развитие российского общества.

Объектом исследования выступает федеральный бюджет.

Предмет исследования – роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии общества.

В процессе исследования используются как теоретические (анализ, сравнение, формализация, систематизация), так и эмпирические (изучение нормативных документов, анализ отчетов, вертикальный и горизонтальный анализ) методы.

Важными источниками информации о федеральном бюджете являются источники бюджетного права, ключевые из которых – Конституция и Бюджетный кодекс.

В целом же вопрос функционирования федерального бюджета и его роли в социально-экономическом развитии общества является междисциплинарным, может быть рассмотрен как с экономической (финансовой), так и с юридической (правовой) точек зрения. В связи с этим литературные источники также могут быть разделены на две группы. Среди исследований с экономических позиций можно выделить труды О.Л.Горбачева, Н.И.Куликовой, М.Х.Маремкуловой, Д.Медведева, А.С.Нешитого, М.В.Романовского. Юридический аспект рассмотрен в трудах таких авторов, как А.В.Ильин, Ю.А.Крохина, Г.Б.Поляк.