Религия и демократия

Цели и задачи

Целью настоящей работы является изучение соотношения религии и демократии.

Введение и актуальность


Следовательно, усиливающаяся в течение развития западного типа общества иллюзия всеобщей доступности власти в демократическом обществе и государстве, ее «народности», всеобщей справедливости и универсальности, в сознание и подсознание масс политической элитой демократических государств являлась мощным стимулом социальной активности широких народных масс, обеспечивающей технический и социальный прогресс таких обществ. М.Н. Марченко подчеркивает, что в реальной действительности образцово-показательного, «чистого» народного строя публичной власти, именуемого демократией, никогда не было и нет.
А реальное состояние распределения доступа к политическим ресурсам в обществе, состоящем из классов и слоев с диаметрально противоположными ценностями и интересами, дает больше оснований называть такой государственный строй не демократией, а, как это делал Платон, олигархией. Классический характер такой ситуации, имеющей место и в странах с исторически сформировавшимися традициями демократии позволяет выделить в качестве ведущей сущностной черты демократии при рассмотрении ее практического значения для реализации интересов всех членов общества отсутствие глубокого, объективно непреодолимого материального и иного разрыва между различными слоями общества, которое делает продуктивной деятельность по выявлению общих интересов и их реализации в сфере публичной власти.
При наличии такого разрыва при доминировании у разных слоев и групп несопоставимых друг с другом интересов и целей не может сформироваться общей системы демократии. У каждой из этих групп имеется обусловленное объективными условиями их жизни и их интересами собственное представление о демократии и своя подсистема демократии. Но демократия формируется при наличии претендующего на власть «народа», состоящего из различных социальных сообществ и групп, все представители которых осознают общность политических интересов. Именно из этого осознания как духовно-идеологической основы политического сотрудничества формируется присущая демократии ценность равенства всех перед законом, ассоциируемая с социальной справедливостью.
Наличие и влияние на общественной сознание демократического идеала социального равноправия, общества «равных возможностей» как образца для подражания и развития является мошной движущей силой сохранения и углубления политической демократии. Нельзя не признать, что на практике принцип равноправия граждан нарушается достаточно часто, но сохранение идеала равноправия всех социальных слоев и классов является мощным мотивирующим фактором для постоянной борьбы индивидов и социальных групп за реализацию этого идеала.
Следовательно, именно наличие и социальная значимость идеала равенства перед законом, понимаемого как высшая степень социальной справедливости, является сущностной характеристикой демократии. Идеал социального равенства является наиболее эффективным стимулом социальной активности для реализации политических прав и свобод граждан, рассматриваемых обществом как надежная гарантия сохранения легитимных возможностей принуждения публичной власти к деятельности по обеспечению условий для реализации конституционных прав и свобод личности.
Длительный исторический опыт взаимодействия и противостояния общества и организационно обособленной от него системы государственной бюрократии показывает, что при наличии социальной активности гражданского общества принуждение государственной бюрократии к политике в интересах все большего числа граждан и социальных групп возможен.
Не случайно выдающийся российский правовед, один из авторов Конституции Российской Федерации 1993 года С.С. Алексеев утверждал, что демократия служит наиболее эффективным способом борьбы с бюрократизмом, понимаемым как игнорирование государственными служащими интересов общества: «Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика - надежное лекарство против этой болезни».
Следовательно, ведущую роль в содержании демократии как политического механизма обеспечения интересов общества в отношениях с государственной властью, является сама идея политической свободы, степень принятия ее обществом как высшей ценности, достойной всемерной защиты и уважения. Приверженность населения политической свободе обуславливает сохранение эффективных легитимных механизмов контроля общества на государственной бюрократией, что обеспечивает относительную эффективность ее деятельности в сфере защиты публичных интересов как корпоративных интересов граждан.
Таким образом, демократия представляет собой политический режим как совокупность методов осуществления публичной власти. В качестве ведущей сущностной черты демократии при рассмотрении ее практического значения для реализации интересов всех членов общества предлагается выделить наличие претендующего на власть политически сплоченного и организованного «народа», состоящего из различных социальных сообществ и групп, все представители которых осознают общность политических интересов. Именно из этого осознания как духовно-идеологической основы политического сотрудничества формируется присущая демократии ценность равенства всех перед законом, ассоциируемая с социальной справедливостью. Отсюда можно дать следующее определение понятия демократии.
Демократия представляет собой политический режим как совокупность методов осуществления публичной власти, призванных обеспечить реализацию политических прав и свобод граждан через следование принципам организации и деятельности органов публичной власти, которые состоят в их выборности, подотчетности, гласности, сменяемости, коллективности руководства. Либерально-гуманистический смысл демократии проявляется в практической реализации социальных норм, придающих конституционный характер политическим правам и свободам граждан и процедурам, обеспечивающим их реализацию. Рассмотренный демократический режим, обеспечивающий реализацию политических прав граждан, считается надежной гарантией обеспечения иных прав и свобод человека, наличие которых обеспечивает его самореализацию как личности в общественных отношениях.

Заключение и вывод


Таким образом, при написании работы мы пришли к следующим выводам:
Существует глубинная связь между религией и демократией, между иудейским единобожием и ограничением автократической власти. Должны были пройти тысячелетия, прежде чем эта связь проявилась бы в реальных политических преобразованиях. Именно поэтому, как справедливо замечал Бердяев, все сакральные общества древности были недемократическими. И поэтому же не случайно, что на долю христианства выпало осуществить демократизацию политической сферы.
Демократии Нового времени вовсе не секулярны, как полагал Бердяев. Обратившись к опыту древне-греческого полиса, города-государства в Италии в эпоху Возрождения вовсе не отвергли христианскую веру, а напротив развили и укрепили ее. То же можно сказать и в отношении современных западных демократий. Как писал один из крупнейших русских мыслителей Серебряного века Сергей Булгаков: Христианство утвердило непоколебимые основы всякого освободительного движения - идеал свободы личности. Идеал свободы личности и уважения человека к человеку и должен быть руководящей нормой христианской политики в области отношений как политических, так и экономических. И далее: Христианской формой правления по преимуществу является... федеративная демократическая республика, как это хорошо понимали в свое время английские диссиденты, эмигрировавшие в Америку.
Современные христианские богословы в России, наследники «либерального православия» Вл. Соловьева и его продолжателей, также указывают на проповеди Христа как на основу сформулированных в Новое время идей о неотъемлемых правах и свободах человека.
В добавление к этому заметим, что нужно отличать демократию как таковую от разнообразных форм, в которые она может быть облечена.
Так, существует демократия прямая и опосредованная, парламентская и президентская, светская и религиозная.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ