Музыкальные инструменты обских угров

В годы Советского Союза постепенно шел процесс угасания традиционной культуры обских угров и исчезновения интересов к этнической музыке и творчеству. Ханты и манси не имели возможности профессионально изучать искусство своего народа вследствии отсутствия профессиональных музыкантов и мастеров изготовления инструментов. Позже к середине 80-х годов официальное отношение к национальной культуре изменилось [24].
Характерным явлением стало обращение к истокам культуры своего народа, что способствовало новому витку в истории хантыйской и мансийской музыки. В наши дни музыкальное наследие ханты и манси сохранилось в сочинительской и исполнительской деятельности нескольких народных музыкантов. Основные из них это музыканты: Г.Н. Сайнахов и В.И. Юдин, А.Г. Гришкин. У каждого из исполнителей существуют свои отличительные принципы интонирования на народных инструментах сангквылтап, нарсь-юх, панын-юх, торы сапль-юх. Каждый из музыкантов представляет свой региональный стиль: Г.Н. Сайнахов — сосьвинских (северных) манси, В.И.Юдин — шеркальских (среднеобских) хантов, А.Г.Гришкин — Березовских (северо-западных) хантов. Творчество Г.Н. Сайнахова тесно связано с исполнением наигрышей на сангквылтапе, которым он сопровождал легенды, сказки, рассказы. Многие из них связаны с традиционными медвежьими игрищами и лирическими песнями [17]. Наигрыши В.И.Юдина связаны с мифологическими образами и имеют большое значение в начальном разделе медвежьего праздника.
Очень много для музыкальной культуры своего народа сделал А.Г. Гришкин. Хорошо зная свою хантыйскую культуру, с выступлениями он объездил весь обской Север. Его игрой на нарсь-юхе восхищаются в Москве, в Новосибирске, Эстонии. Сочинял музыку на нарсь-юхе, такие пьесы, как: «Олененок», «Голос весеннего лебедя», «Казарки»; также он играл обской вариант «Куриньки», «Мужской танец», «Танец рыбаков».
На национальном инструменте сангквылтап также играл К.П. Лончаков. В историю национальной музыки он вошёл как новатор приёмов звукоизвлечения на сангквылтапе. Талантливым исполнителем мансийских песен был А.В. Бахтияров. Он очень хорошо умел играть на инструментах сангквылтап и мансийской скрипке (нарнэ-йив). Кроме этого он любил охотиться, любил природу. Вдохновленный впечатлениями от общения с природой, он приходил домой и начинал сочинять песни, наигрывая на любимом инструменте. К нему часто приезжали ученые, фольклористы из Венгрии, Эстонии, центральной России, у него обучались положению пальцев на инструменте, извлечению звука, приемам игры на инструментах.
Передавал традиции ханты, обучал молодых людей петь и танцевать П.И. Юхлымов. Бережно хранил песни и танцы, был постоянным участником «Медвежьих плясок» являлся К.В. Новьюхов. С детства он овладел игрой на нарсь-юхе и на шестиструнном сангквылтапе, был участником многих музыкальных фестивалей и мероприятий в городе Ханты-Мансийске, Москве, п. Березово. В 1979 году фирмой «Мелодия» была выпущена в свет грампластинка «Хантыйские песни» в его исполнении.
Сам пел, изготовлял и играл на народных инструментах нарс-юх и журавль, заслуженный работник культуры Российской Федерации А.А. Ангашупов, по национальности ханты. На этих инструментах учился играть у представителей старшего поколения. Именно он сочинил песни, которые до сих пор не теряют своей актуальности и очень популярны в определенных кругах. Также исполнял народные танцы и обучал этому других. Андрей Александрович дал жизнь на сцене танцу «Куринька».
Отдельной строкой следует отметить творчество М.К. Волдиной — основательницу ансамбля «Ёшак най», хантыйскую поэтессу, заслуженного работника культуры РФ, одного из редчайших знатоков народной песенно-танцевальной культуры ханты. Наблюдая за ходом проводившихся традиционных Медвежьих игрищ, она впитала в свою душу богатство песен и танцев родного народа. Впоследствии она сама стала исполнять их, активно принимая участие в Медвежьих игрищах, художественной самодеятельности. Мария Кузьминична стала инициатором записи первой и единственной пластинки «Хантыйские народные песни», выпущенной при содействии члена Союза композиторов И.А.Бродского Всесоюзной фирмой «Мелодия» в 1975году. Благодаря песне, танцу и народным обычаям хантыйской культуры, она сформировала интерес и научила своих детей любить культуру хантов, их обряды и традиции [20].
Дмитрий Георгиевич Агеев – исследователь, знаток, преподаватель при музыкальной школе п. Саранпауль создал фольклорный коллектив «Оленьими тропами». Заслуженный работник культуры ХМАО-Югры. Ведущим направлением его педагогической деятельности является сохранение и развитие музыкальной культуры малочисленных народов севера ханты и манси, приобщение детей к культурным ценностям [5, c.77]. Его педагогический стаж 43 года, в том числе в ХМАО – 26 лет. Деятельность Д.Г. Агеева неоднократно освещалась в российских и зарубежных средствах массовой информации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ