Практическая работа в курсовой работе


Иногда курсовая носит чисто теоретический характер, но чаще все же предполагает практическую часть. Традиционно считается, что выполнить практику сложнее, чем собрать по учебникам теорию.

Рисунок 1 – Практическая работа

Зачем нужна практическая часть

В школе курсовые не пишут. Этот вид работ предлагают выполнить в вузах и ссузах – учреждениях профессионального образования. Соответственно, и сами курсовые – в большей или меньшей степени – связаны с будущей профессией студента, с тем, чем ему придется заниматься на работе.

Изучение теории необходимо. Но не менее важно уметь ее применять. Хирург может знать названия и расположение всех органов, но если у него будут дрожать руки от страха при виде живого пациента, хорошо провести операцию он не сможет. Бухгалтер может выучить наизусть весь план счетов, но неправильно рассчитать налоговую базу и получить солидный штраф.

Практическая часть в курсовой работе имеет две функции:

  • учебную. Разбираясь в эмпирическом материале, студент учится применять полученные знания, выявляет пробелы, которые нужно заполнить сведениями,
  • контрольную. Преподаватель оценивает, насколько студент проработал информацию, насколько научился решать реальные (или приближенные к реальности) задачи.

Структура практической части

Практическая часть курсовой может быть представлена одной или двумя главами, разделенными на параграфы. Одна практическая глава характерна для курсовых, состоящих всего из двух глав (теория и практика) или для курсовых с делением теория-методика-практика.

Если практико-ориентированных глав две, их содержание чаще всего таково:

  1. Аналитическая глава. В ней рассматривают текущее состояние объекта исследования – «как есть». Здесь же выявляют основные проблемы предметной области, которые предстоит решить в следующей части. Для аналитики типично большое количество таблиц, графиков, изучение процессов в динамике.
  2. Проектная глава. Здесь помещается авторская разработка – «как надо сделать». В зависимости от дисциплины, ее воплощением может служить программа для компьютера, бизнес-план, инженерные изыскания, рекомендации. В этой же части проводится оценка эффективности предлагаемых мероприятий.

Рисунок 2 – Структура практической части

Оформление практики в курсовой

Желательно, чтобы объемы глав были примерно одинаковыми. Речь не идет о высчитывании с точностью до строки. Если теория занимает 10 страниц, практика может быть и на 9, и на 11-12 (лучше, чтобы она была чуть больше).

В названии первой главы часто используется слово «теоретический» - «теоретические аспекты», «теоретические основы». Название второй (и третьей) главы редко связывают с практикой – обычно это «анализ», «характеристика», «совершенствование».

Оформление текста не отличается от других частей исследования. Приведем самый популярный набор требований для курсовой (хотя ГОСТ дает определенную свободу при выборе параметров):

  • шрифт Times New Roman размера 14,
  • полуторный интервал между строками текста,
  • отступ красной строки 1.25 см.

Отличием практической части является обилие табличной и графической информации. Ее оформление регламентируется ГОСТом.

Не нужно вставлять картинки «чтобы было красиво» - они должны дополнять текст, увеличивать его наглядность, а не служить излишней мишурой.

Большие по размеру объекты (ориентировочно больше 2/3 страницы) можно вынести в приложения, чтобы не загромождать главу.

Примеры содержания практики в курсовой

В экономических исследованиях структура практической части может строиться по следующему плану:

  1. Общая характеристика компании – чем занимается, когда основана, из каких подразделений состоит. В этом же пункте может начинаться финансовый анализ по бухгалтерской отчетности (анализ имущества и источников его формирования, отдельных показателей финансового состояния).
  2. Анализ предмета исследования. Например, как организовано управление оборотными активами или как ведется учет материалов.
  3. Рекомендации по совершенствованию предмета. Надо не просто посоветовать изменения, но и рассчитать эффект от них.

По психологии и педагогике можно применять такой план:

  1. Описание организации исследования – например, на ком и какие тесты проводились.
  2. Статистический анализ результатов, выявление зависимостей.
  3. Выводы и рекомендации (если делать то-то, такой-то показатель улучшится). Не всегда удается спрогнозировать эффект количественно («тревожность снизится на 27%»), можно ограничиться качественными утверждениями.

План для инженерных изысканий:

  1. Анализ «как есть». Это могут быть неавтоматизированные бизнес-процессы, если пишется программа; изучение местности и коммуникаций для архитектурной разработки.
  2. Техническое задание – «что должно получиться».
  3. Сам проект – алгоритмы, код программы, чертежи, расчеты, макеты.
  4. Тестирование, апробация (если возможно).