Оригинальность курсовой работы


Плагиат – одна из острейших проблем научного сообщества. Борьба с плагиатом затрагивает как солидные исследования именитых ученых, так и учебные студенческие работы.

Рисунок 1 – Плагиат в учебных работах

Зачем нужна проверка на уникальность курсовой работы

Поколение наших родителей любит сокрушаться: «Вот мы курсовые в библиотеке писали! Сидели, из книжек переписывали материал. А вы – раз! – скачали из Интернета, и готово».

В конце 1990-х - в начале 2000-х действительно популярными были базы готовых рефератов и курсовых. Их можно было найти в Интернете или даже купить на дисках. Темы из года в год повторялись в вузах по всей стране, поэтому студенты просто распечатывали подходящий документ и шли сдавать. С такими работами постоянно приключались курьезы:

  • полгруппы приносило курсовые, отличающиеся только фамилией на титульнике,
  • мальчики сдавали исследования, в которых встречались глаголы женского рода – «я опросила 50 человек»,
  • в текстах мелькали фразы вроде «до этой страницы все равно никто не дочитает»,
  • упоминались давно утратившие актуальность законы, технические характеристики оборудования и подобные показатели.

Столь явные огрехи преподаватели чаще всего замечали, но более-менее качественные работы приносили своим псевдо-авторам незаслуженные оценки. О качестве образования в таких условиях было нечего и мечтать.

Настоящей революцией стало внедрение систем проверки на плагиат. Теперь сдать курсовую из коллекции «1000 лучших курсовых» уже не удастся: специальная система мгновенно покажет, откуда был скачан документ. Над курсовой придется потрудиться.

Как проверяют оригинальность курсовых работ

В некоторых вузах обязанность предоставлять отчет о проверке на оригинальность возлагают на студента, в других проверку поручают лаборантам кафедры или самим преподавателям. Но даже если вы проверяете сами, лучше не подделывать отчет – дотошный преподаватель может не полениться и перепроверить. Выявленный обман создаст много проблем при защите даже после переделки работы под требования.

Рисунок 2 – Отчет о проверке в Etxt

Процедура проверки происходит предельно просто: текст загружается в специальную программу (или на сайт). Спустя несколько минут формируется отчет с указанием процента оригинальности.

Наиболее популярные системы для проверки:

  • Антиплагиат. Это сайт, имеющий общедоступную версию и версию для вузов. Бесплатный вариант обладает ограниченными возможностями: нельзя увидеть, какие из фрагментов текста признаны плагиатом, проверка проводится по более узкому набору библиотек. За деньги можно приобретать дополнительные пакеты проверки. Антиплагиат. Вуз показывает подробные отчеты, но доступа к нему у студентов обычно нет. Проблема состоит в том, что бесплатный Антиплагиат может показать более высокий процент оригинальности за счет отсутствия доступа к «Кольцу вузов» (курсовые и дипломные, которые сдавали в прошлые годы в подключенных к системе вузах) и другим библиотекам,
  • Etxt. На сайте можно проверять маленькие тексты (до 3000 символов без регистрации, до 5000 символов после регистрации – то есть в пределах 2 страниц), в одноименной бесплатной программе – любого размера. Имеет множество настроек, влияющих на результат,
  • Text – самый строгий из онлайн-сервисов. Предназначен для копирайтеров, но некоторые особо фанатичные преподаватели отправляют студентов именно на этот сайт.

Результаты проверки в разных системах могут отличаться очень значительно за счет разных алгоритмов проверки и доступа к разному набору источников. Поэтому обязательно надо спросить у своего руководителя, чем он будет пользоваться, принимая решение о допуске к защите.

Важно помнить, что ни одна из систем не оценивает правомерность заимствования (хотя делаются попытки выделить «белые заимствования», корректно оформленные как цитаты) и тем более не ищет первоисточник. Например, если кто-то взял текст из учебника, вставил его в свой реферат и выложил в общий доступ, а вы потом цитируете тот же учебник – не удивляйтесь, увидев в списке ссылок чужой реферат, а не солидную книгу.

Как повысить оригинальность курсовой работы

Способы повышения оригинальности делятся на два типа:

  • технические,
  • ручные.

Появление систем поиска заимствований породило желание их обмануть. Хитрые студенты постоянно находят способы обойти проверку – а разработчики оперативно прикрывают обнаруженные «дыры». Поэтому «технические» способы являются недолговечными. Так, одним из первых способов искусственно поднять оригинальность была замена русских букв на такие же по написанию английские (e и e, а и a и т.д.). Потом придумали вставлять между словами вместо пробелов буквы, покрашенные в белый цвет (курсовая с точки зрения компьютера превращалась в одно очень длинное слово). Затем стали каждое третье слово оформлять как картинку или формулу (чтобы системы проверки ее не видели). Все эти способы в настоящее время уже не работают, хотя некоторые недобросовестные фирмы предлагают такое преобразование документа за деньги.

Более продвинутым способом стала автоматическая замена слов на синонимы. Оригинальность поднимается, но с профессиональной точки зрения текст становится смешным. Например, в дипломе бухгалтера вместо «чистой прибыли» появляется «незамутненный доход», а объект исследования из «сети магазинов» превращается в «невод лавок». Примерно такой же эффект можно получить, если перевести свою курсовую онлайн-переводчиком на любой иностранный язык, а потом полученный текст – на русский.

Самым надежным – но самым трудоемким – способом является ручной рерайт. Русский язык позволяет выразить одну мысль разными синтаксическими и лексическими средствами: так, причастный оборот можно заменить придаточным предложением, поменять порядок слов, перейти от прямой речи к косвенной. Все это повышает оригинальность текста. Но разработчики систем поиска заимствований не сидят сложа руки, и в их продуктах уже появляются модули поиска рерайта – так что, возможно, скоро и такой способ перестанет работать.