Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр.
Цели и задачи
Цель исследования: изучить возможности развития чувства цвета у детей раннего возраста посредством применения дидактических игр.
Введение и актуальность
На третьем году жизни познание мира предметов продолжается. Дети могут более целенаправленно "изучать" их внешние свойства и назначение. Однако, в этот период, воспринимая предмет, ребёнок, как правило, выделяет только отдельные признаки, те, которые сразу бросаются в глаза. На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых объектов, например, треугольные объекты с крышей, красные – с помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и её содержание. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств. На 3-м году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитие, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами цвета и способами их использования. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные, иногда неожиданные для себя колористические решения. Цветовое многообразие порой удивляет, и поэтому особенно детей увлекает гуашь, так как быстро написанный рисунок гуашевыми красками может быть с легкостью покрыт новым слоем. Комбинируя изобразительные материалы, технику письма, можно добиться различных вариантов в колорите. Интересными могут быть работы, выполненные гуашевыми красками на цветной бумаге. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребёнок
начинает узнавать предметы и явления по наиболее характерным признакам и свойствам . Итак, к трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Своевременное начало деятельности всех органов чувств позволит малышу успешно развиваться в дальнейшем.
Заключение и вывод
Подводя итоги проведенного исследования, хочется отметить, что цвет является главным компонентом воспринимаемого предмета только в том случае, если он: становится сигналом в результате выработанного рефлекса; является характерным признаком предмета; обозначается словом в процессе восприятия незнакомого предмета; конкурирует с незнакомой детям геометрической формой предмета и т.д.
Приобретая опыт видения многоцветья окружающей действительности, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими.
Значение цветового восприятия в жизни ребенка раннего возраста достаточно велико, так как оно создает фундамент для развития мыслительных процессов, благоприятствует развитию речи, памяти, внимания, воображения и т.д. Хорошо развитое цветовосприятие может в последующем проявляться у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Значение цветовосприятия детей раннего возраста для их будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного образования задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в ДОО. И как показал анализ научной литературы, одним из таких средств являются дидактические игры, так как в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развития всех психологических функций детей раннего возраста, в том числе происходит их сенсорное развитие. Таким образом, можно заключит, что в учебно-воспитательном процессе особое внимание необходимо уделять использованию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие цветовосприятия детей раннего возраста.
Эмпирическое исследование, проведенное в группе раннего развития показало, что большинство детей не различают основные цвета, плохо справляются с задачей группировки по цвету, дети испытывают затруднения в размещении цветов по образцу, в назывании основных цветов и в нахождении предметов по названию их цвета. Таким образом, было установлено, что у исследуемой группы детей развитие цветовосприятия находится на достаточно низком уровне развития и поэтому необходимо особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделить данному аспекту. С этой целью необходимо как можно больше в образовательный процесс внедрять дидактически игры и нами было подобрано несколько таких игр.
Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, то есть систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Приобретая опыт видения многоцветья окружающей действительности, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими.
Значение цветового восприятия в жизни ребенка раннего возраста достаточно велико, так как оно создает фундамент для развития мыслительных процессов, благоприятствует развитию речи, памяти, внимания, воображения и т.д. Хорошо развитое цветовосприятие может в последующем проявляться у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Значение цветовосприятия детей раннего возраста для их будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного образования задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в ДОО. И как показал анализ научной литературы, одним из таких средств являются дидактические игры, так как в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развития всех психологических функций детей раннего возраста, в том числе происходит их сенсорное развитие. Таким образом, можно заключит, что в учебно-воспитательном процессе особое внимание необходимо уделять использованию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие цветовосприятия детей раннего возраста.
Эмпирическое исследование, проведенное в группе раннего развития показало, что большинство детей не различают основные цвета, плохо справляются с задачей группировки по цвету, дети испытывают затруднения в размещении цветов по образцу, в назывании основных цветов и в нахождении предметов по названию их цвета. Таким образом, было установлено, что у исследуемой группы детей развитие цветовосприятия находится на достаточно низком уровне развития и поэтому необходимо особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделить данному аспекту. С этой целью необходимо как можно больше в образовательный процесс внедрять дидактически игры и нами было подобрано несколько таких игр.
Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, то есть систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт