Значение детских и подростковых воспитательных организаций в школе для социализации. | Пример курсовой работы

Значение детских и подростковых воспитательных организаций в школе для социализации.

Цель исследования – выявить основные особенности детских и подростковых объединений, определить их значение для социализации школьников.

Семья является для человека первым в жизни агентом социализации. Именно в семье происходит ранняя социализация. Родительское воспитание, внутрисемейные отношения во многом определяют дальнейшую общественную жизнь человека, его личностные особенности. Однако в раннем детстве не завершается процесс социализации, а продолжается в течение всей жизни. Человек ведь должен постоянно осваивать новые социальные роли, выполнять общественные функции. Каждый период жизни человека связан с определенными государственными и общественными институтами, которые выполняют роль агентов социализации:
• дошкольные учреждения;
• неформальные организации;
• учебные заведения;
• армия;
• трудовой коллектив.
Социализированность является своеобразным результатом социализации. Социализированность понимается по-разному. Так в рамках субъект-объектного подхода – это совокупность черт и качеств человека, требуемых данным обществом и определяемых его социальным статусом. С другой стороны, в русле субъект – субъектного подхода считается, что социализированный человек сам может влиять на собственное развитие и на развитие общества в какой-то степени.
Таким образом, социализация представляет собой сложный и довольно длительный, продолжающий в течение всех жизни, процесс осваивания и включения индивида в систему социальных связей, в результате которого он усваивает стереотипы поведения, социальные ценности и нормативы, все то, что способствует успешной жизнедеятельности в данном обществе.
Наиболее актуальной в современных сложных условиях социальной жизни является проблема, которая требует от каждого человека включения в единую социальную целостность, а также общественную структуру. Социализация личности здесь выступает основным понятием, которое способствует становлению человека в качестве полноценного члена общества.
Социализация представляет собой совокупность процессов, которые сопровождают приобщение индивидуума к общественным нормам, его вовлечение в коллективные связи, знакомство с общепринятыми моделями поведения, ценностными ориентирами, социальными ролями. Этот процесс является неотъемлемым элементом взросления каждого ребенка, необходимым для его дальнейшей жизни в обществе в качестве полноценного его члена. Социализация происходит посредством семейного воспитания, обучения в дошкольных учреждениях и школе, установления связей со сверстникам вне этих коллективов и так далее. Для успешного функционирования в любом обществе все это крайне необходимо.
К рассмотрению стадий социализации существует несколько различных подходов. Основанием здесь выступают разные признаки: отношение к трудовой деятельности, возрастной признак и т.д. Наиболее распространенной является классификация стадий социализации, в которой выделяются первичная и вторичная стадии. Этап первичной социализации происходит с рождения до становления личности. Этап вторичной социализации начинается с момента включения ребенка в социум (детский сад, школа) и продолжается всю жизнь.
Социализация человека проходит непосредственно под влиянием людей, институтов, СМИ, Интернета – так называемых агентов социализации. Агентом первичной социализации является семья, где ребенок усваивает первые формы поведения, отношения.
После семьи эстафету социализации принимает школа, которая представляет собой микромодель общества. Здесь ребенок усваивает и следует социальным нормам и образцам поведения, необходимые в дальнейшей жизнедеятельности. Кроме того, школа наделена всеми необходимыми механизмами социализации, классификация которых представлена А.В. Мудриком.
Процесс социализации в пределах школы не проходит без включения школьников в клубную деятельность, организованную по интересам и возможностям детей с учетом добровольности. Здесь для детей созданы необходимые условия для реализации своих творческих способностей, для общения, самовыражения, а также для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.
Клубная деятельность является составным компонентом внеучебной воспитательной работы. Она имеет несколько организационных форм: фронтальная, групповая, индивидуальная. Разновидностями внеучебных школьных объединений являются: кружок, секция, студия, клуб, общество.
Клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива, что возможно тогда, когда деятельность объединения по интересам становится органической частью воспитательной системы школы.
Цель исследования – выявить основные особенности детских и подростковых объединений, определить их значение для социализации школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!