Журналистская деятельность В.Г. Белинского

Цели и задачи

Целью исследования – всестороннее изучение журналистской деятельности В.

Введение и актуальность


Значительное влияние на развитие журнального дела в России оказала статья Белинского «Ничто о ничем, или Отчет г. издателю Телескопа за последнее полугодие (1835) русской литературы». В ключевой роли здесь находится анализ причин популярности журнала «Библиотека для чтения»(автор О. Сенковский). По мнению Белинского, у журнала получилось уловить потребности своего читателя, потакая его вкусам, и поставляя ему все, что тот потребует.
Вот только незадача, отмечал журналист, читатель-то у журнала «провинциальный», «нетребовательный» и охотно воспринимает эту кучу «перепрелого навоза». Критикуя такую позицию журнала, Белинский обосновывает свои взгляды на журнал и журналистику в качестве средства воспитания, просвещения читателя, и формирования его общественного и нравственного сознания. Необходимое условие для этого - осознанное «направление», «характер», которые первым делом проявляются в литературной критике.
Вот с таких позиций он оценивает журнал «Московский наблюдатель» в статье «О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя"». По мнению Белинского, журнал оторван от потребностей времени, одет «в мрачный фрак и белые перчатки», носит салонный характер, идет по ложному пути. Публицист не приемлет оценку «Московским наблюдателем» Гоголя как писателя только комического и ведущую линию его творчества видит «в удивительной верности изображения жизни», в народном духе.
В это время творчество Белинского попадает в поле зрения А.С.Пушкина. Известно, что Александр Сергеевич хотел пригласить Белинского в свой «Современник», которому молодой критик посвятил две заметки в «Телескопе».
Возможно, что основанием для подобных планов явилось совпадение оценок «Библиотеки для чтения» и всей современной журналистики, данных Белинским и Гоголем, опубликовавшим в журнале Пушкина программную статью «О движении журнальной литературы». Из-за смерти поэта планам не суждено было сбыться.
В 1836 году за публикацию «Философического письма» П. Я. Чаадаева журнал «Телескоп» закрыли, и Белинский на время остался безработным. Но начиная с 1838 года, Виссарион Григорьевич начал печататься в журнале «Московский наблюдатель» и в газете «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"» А.А.Краевского.
Журнал «Московский наблюдатель», организованный в 1835 году, в 1837 году перешел от М. М. Погодина и С. П. Шевырева к книготорговцу Н. С. Степанову. Последний привлек Белинского к сотрудничеству в издании, которое ранее вызывало резкую отрицательную оценку со стороны публициста. Договорившись с издателем о невмешательстве, Белинский начинает работу в этом журнале. Он делает попытки оживить «Московский наблюдатель», приглашая для участия в нем своих друзей по Московскому университету и кружку Станкевича: Бакунина, Кольцова, Боткина, К.Аксакова.
Сам журналист-критик в это время напряженно искал научные и философские основания для выдвинутых им критериев отношения к жизни и литературе. При этом повышенное внимание критика привлекают такие категории как «действительность», «действие», «отрицание».
Даже в период увлечения формулой о разумной действительности литературно-эстетические, общественные оценки Белинского являлись точными и глубокими, и это проявилось в статьях о стихотворениях Лермонтова, о «Ревизоре» Гоголя,.
Научный, философский характер «Московского наблюдателя» не особо привлекал читателей, поэтому в начале 1839 года журнал был закрыт. Дальнейший этап творческой деятельности критика-публициста был связан с журналами «Отечественные записки» (с 1839 по 1846 годы) и «Современник» (1847− 1848 годы).
Белинский создает и утверждает в журналистике жанр монографической статьи-исследования. Обычно они публиковались частями: к примеру, одиннадцать статей о Пушкине, две − о Державине, три − о книге А.Никитенко «Речь о критике». Белинский первым в русской журналистике становится постоянным ведущим рубрики (это циклы «Русский театр в Петербурге», «Литературные и журнальные заметки»). Как журналист Белинский проявляет способности вести целые полемические кампании − например, вокруг «Мертвых душ» и всего творчества Гоголя.
Виссарион Григорьевич, начиная с первой небольшой рецензии на «Мертвые души», в которой он называет произведение Гоголя как «творение необъятно художественное, глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое», раскрывает критический и обличительный смысл поэмы. В течение 1842 года Белинский старался обратиться к Гоголю каждый раз, когда речь заходила о его последователях − писателях «натуральной школы». Произведения Гоголя знаменовали собой для Белинского «период мужественной зрелости нашей литературы».
В полной мере полемический публицистический талант В.Г. Белинского проявляется в его памфлетах «Педант» (1842 год) и «Тарантас» (1845 год). «Я рожден быть памфлетистом», − говорил он своим соратникам, после выхода первого памфлета. С острой иронией в «Педанте» нарисован собирательный образ некоего литератора Картофелина, во взглядах и описании внешности которого современники легко узнали С. П. Шевырева, являвшегося одним из теоретиков и пропагандистов теории «официальной народности», литератора и профессора Московского университета.
Сам факт создания сатирического образа известного литератора и ученого, взгляды которого противостояли убеждениям Виссариона Григорьевича, имел отчетливое политическое звучание. Цензура удалила из памфлета те места, которые напрямую указывали на прототип героя.

Заключение и вывод

В. Г. Белинский открывает новую страницу в отечественной журналистике в качестве практика, всю свою жизнь отдавшего работе в периодической печати, и в качестве теоретика, создавшего стройную систему взглядов по вопросам журналистики – свой журналистский кодекс, и в качестве историка, наметившего методологические принципы изучения периодики прошлого. Эти направления деятельности Виссариона Григорьевича нашли дальнейшее развитие в историко-журналистских работах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.
В первой половине XIX века утвердилось высокое социальное положение русской журналистики, обозначился тип литературно-общественного ежемесячника как ведущего в системе печати. В журналистике стал играть значительную роль личностный элемент, авторитет лидера. Основной фигурой прессы становится литературный критик – ведь не издатель и редактор, а ведущий критик-публицист стал определять направление, значение и авторитет издания.
Вторая половина 50-х годов XIX века характеризуется усилением революционного движения в России, все более ощутимой становится необходимость социально-экономических перемен. Напор освободительного движения и потребности экономического развития для многих представителей господствующего класса является толчком озвучивать идеи об отмене крепостного права с помощью реформ сверху.
Идеи В. Г. Белинского и его соратников о назревшей необходимости отмены крепостничества становятся общим достоянием. Основная борьба разворачивается вокруг условий освобождения крестьян, и русской журналистике здесь приходится сыграть важную роль.
Журналистская деятельность Белинского развивалась во время действия наистрожайших за всю историю печатного слова в России цензурных запретов: цензурными уставами 1826 и 1828 годов журналистам было запрещено обсуждать любые вопросы, связанные с внутренней и внешней политикой.
В связи с этим, единственной сферой действия журналистов того времени становились вопросы литературы, науки и искусства - в этих областях сосредоточилась в основном публицистическая деятельность Белинского. Литературно-критические статьи, рецензии и обзоры литературы составляют самую большую часть наследия Белинского.
Он выдвинул и обосновал теорию реализма, определив тем самым на много лет вперед пути развития отечественной литературы. Полемичность была одним из основных качеств творческого почерка Белинского.
Период работы Белинского в «Отечественных записках» является временем рассвета его публицистического таланта. Оговорив с Краевским условия своей журнальной деятельности (невмешательство редактора, свободу собственного мнения), Виссарион Григорьевич с воодушевлением принялся за работу. И хотя в его первых статьях, опубликованных в «Отечественных записках», еще заметно увлечение «разумной действительностью» («Бородинская годовщина», «Менцель, критик Гете» и др.), в них уже отчётливо начинает проявляться идея «общества».
Внутренний пафос журналистской деятельности Белинского основывался на глубоком убеждении в том, что все общественные основания того времени требуют строгого пересмотра и коренной перестройки. Литературно-критическая работа Белинского носила общественный характер, герои его литературных произведений становились живыми людьми и их судьбу автор рассматривал в конкретных жизненных обстоятельствах.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ