жестокое обращение с животными

Цели и задачи

целью настоящей работы является изучение комплекса проблем, связанных с совершением преступлений, влекущих уголовную ответственность за жестокое обращение с животными.

Введение и актуальность


Закон о животном мире закрепляет принцип осуществления пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности (ст. 12) и устанавливает обязанность применять при пользовании животным миром гуманные способы (ст. 40). Однако в соответствии с предметом регулирования данного Закона эти нормы применяются только по отношению к диким животным, и конкретизированы они в основном в законодательстве об охоте. При этом, хотя Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает обязательность соответствия орудий и способов охоты международным стандартам на гуманный отлов диких животных (ч. 2 ст. 22), как справедливо отмечалось Н.В. Краевым и С.И. Миньковым, международные стандарты на гуманный отлов разработаны пока только для двух типов ловушек и только для 19 видов пушных зверей, а Правила охоты не определяют, какие из вводимых ими ограничений способов охоты связаны с принципом гуманности, и более детальное изучение этих ограничений приводит в выводу, что они установлены в основном в целях сохранения численности диких животных и для обеспечения безопасности людей.
Статья 245 УК РФ устанавливает ответственность за жестокое обращение с животными любых видов (т.е. как с домашними, так и с дикими). Однако, на наш взгляд, гуманное обращение с животными не полностью исчерпывается отсутствием жестокого обращения с ними, тем более в трактовке данной статьи - при наличии последствий в виде гибели или увечья животного, а также хотя бы одного из дополнительных условий в виде мотива (хулиганские или корыстные побуждения), способа совершения преступления (с применением садистских методов или в присутствии малолетних).
В отношении домашних животных на уровне федеральных законов действует только норма ст. 241 ГК РФ о выкупе домашних животных при ненадлежащем обращении с ними - т.е. когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным. При этом правила обращения с домашними животными в настоящее время определяются исключительно региональным законодательством, о чем подробнее будет сказано ниже.
Необходимость соблюдения принципов гуманного обращения с лабораторными животными (без указания этих принципов и их содержания) отмечена в п. 3.4 Национального стандарта Российской Федерации "Принципы надлежащей лабораторной практики", а также в Правилах гуманного обращения с лабораторными животными.
Что касается продуктивных сельскохозяйственных животных, то законодательство ограничивается упоминанием в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ст. 19) о том, что убой таких животных осуществляется способами, обеспечивающими гуманное обращение с продуктивным животным. Ни в одном из действующих нормативных правовых актов такие способы не определены.
Между тем гуманное обращение с продуктивными сельскохозяйственными животными далеко не исчерпывается методами убоя, важно обеспечение содержания таких животных в условиях, которые не причиняли бы им страданий в течение их жизни.
Наконец, в настоящее время даже не упоминаются в законодательстве правила гуманного обращения с животными, используемыми для культурно-зрелищных, развлекательных целей, в том числе в цирках и зоопарках, тогда как немало вопросов возникает по поводу допустимых методов дрессировки, содержания животных в передвижных зверинцах, использования экзотических животных в местах отдыха населения (в частности, для фотографирования) и т.д.
В научной литературе и в публицистике неоднократно отмечалось, что в правовом обеспечении гуманного обращения с животными наше государство отстает от большинства развитых стран, в которых данные вопросы достаточно подробно регулируются на законодательном уровне. Причем законопроект "О защите животных от жестокого обращения" вносился группой депутатов еще в 1999 г., прошел три чтения в Государственной Думе, но так и не был принят; аналогичная судьба постигла принятый в первом чтении законопроект "Об ответственном обращении с животными".
Представляется, что одной из весомых причин отсутствия законодательного разрешения рассматриваемых проблем на федеральном уровне является то, что разработчики и двух названных, и ряда других, не дошедших до рассмотрения в Государственной Думе, законопроектов недостаточно четко определили предмет регулирования и круг отношений, которые должен охватить будущий закон.
По нашему мнению, в отношении определения правил обращения с животными, отвечающих требованиям гуманности, необходимо охватить все существующие виды животных, как диких, так и домашних и иных, используемых человеком для тех или иных целей (сделав исключение лишь для животных-вредителей), поскольку, с одной стороны, требуется закрепить понятие и общие принципы гуманного обращения с животными, а с другой - учесть особенности каждой группы животных. То есть следует или непосредственно в тексте закона, или путем отсылок к специальным нормативным правовым актам определить, в частности: условия, при которых допускается содержание диких животных в неволе; перечень допустимых случаев умерщвления животных и требований, которые должны при этом соблюдаться; правила обращения с животными, используемыми в зрелищных мероприятиях, с установлением недопустимых способов дрессировки; правила обращения с животными, используемыми в научных экспериментах, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов. Необходимо установление на уровне федерального закона целого ряда запретов, например на проведение боев с участием животных, на разведение животных с выявленными генетическими изменениями, причиняющими им страдания, и разведение животных с наследственно закрепленной агрессивностью и т.д.
При этом представляется целесообразным более широкий подход к регулированию в едином законодательном акте отношений, связанных с животными, - с позиций не только гуманного, но и ответственного обращения с животными. Это связано с тем, что, во-первых, не менее чем защита животных от жестокого обращения важна защита людей от опасностей и неудобств, создаваемых животными при неправильном и безответственном их содержании, а во-вторых, в ряде случаев трудно и даже невозможно разделить эти два аспекта обращения с животными (например, содержание в одной квартире нескольких десятков кошек является и негуманным по отношению к этим животным, и безответственным по отношению к соседям по дому).
Таким образом, детальное определение полномочий всех уровней власти в решении вопросов, касающихся животных разных видов, является одной из важнейших задач будущего законодательства об ответственном обращении с животными.

Заключение и вывод

Можно заключить, что отсутствие закона, регулирующего владение, содержание и защиту животных в нашей стране вызывает тревогу и возмущение общественности, снижает нравственное благополучие общества, в котором в настоящее время интенсивно развиваются опасные тенденции: из-за безответственности людей постоянно пополняются стаи бездомных животных, всё чаще наблюдаются случаи жестокого обращения с животными, положение животных становится критическим во всех сферах их обитания, не учитывается значимость формирования гуманного отношения к животным в воспитании подрастающего поколения, что становится одной из предпосылок роста преступности среди несовершеннолетних.
Исходя из представленного материала, сделаны следующие выводы:
1) Жестокое обращение с животными несовместимо с нравственными принципами гуманизма и наносит вред общественной морали.
2) Любое использование животных не должно сопровождаться причинением им страданий: боли, страха, угнетенного состояния, значительного дискомфорта.
3) Лица, виновные в причинении животным страданий, а также допускающие или организующие демонстрацию сцен жестокого обращения с животными, должны нести ответственность в рамках законодательства о правонарушениях и преступлениях.
4) Присутствие малолетних при причинении животным страданий является обстоятельством, отягчающим вину и ответственность.
5) Владельцы животных или лица, взявшие на себя попечение о животных, подвергшихся жестокому обращению со стороны других лиц, а также граждане, ставшие свидетелями жестокого обращения с животными, имеют право на возмещение причиненного им виновными морального ущерба.
6) Практика показывает, что случаи возбуждения уголовного дела по статье 245 УК РФ редкость. Как правило, возбужденное уголовное дело или прекращается, или наказание ограничивается штрафом.
На виновных в жестоком обращении с животными возлагается (помимо прочих видов ответственности) обязанность возместить ущерб, понесенный владельцами этих животных (или лицами, взявшими на себя попечение о животных), пострадавших из-за жестокого обращения с ними. Владельцы животных или лица, взявшие на себя попечение о животных, подвергшихся жестокому обращению со стороны других лиц, а также граждане, ставшие свидетелями жестокого обращения с животными, имеют право на возмещение причиненного им виновными морального ущерба.
Несмотря на наличие философско-этического императива гуманного отношения к животным и его правового закрепления, насущной остается проблема жестокого обращения с животными. Жестокое обращение с животными может проявляться различными способами, но правовое регулирование направлено в основном на защиту животных от неоправданных мучений, причинения увечий, безосновательного умерщвления, а также на создание необходимых условий существования и содержания животных.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ