Женское образование в России XIX века

Цели и задачи

Целью настоящей работы является анализ содержания женского образования в России XIX века.

Введение и актуальность


Основными актами, определявшими деятельность российских женских институтов, в том числе учебно‐воспитательную работу, являлись написанное принцем Г. П. Ольденбургским «Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений» (утверждено в 1852 г.) и «Общий устав женских институтов» с многочисленными приложениями к нему (утвержден в 1855 г.) [5].
Главная цель названных институтов состояла в том, чтобы подготовить девушек «…к добросовестному и строгому исполнению предстоящих им обязанностей, дабы они со временем могли быть добрыми женами и полезными матерями семейства» [9, с. 9]. При этом основное предназначение женщины виделось не в государственной службе или общественной деятельности, а в семье.
Семья рассматривалась как важнейшая ценность, опора и «самое твердое основание государства». Роль женщины – супруги и матери – должна была состоять в том, чтобы нести в семью святую веру и нравственность, «распространять область добра», своим примером и моральным влиянием облагораживать семью, давать детям первоначальное воспитание и образование. Утверждалось, что «от направления умов и степени образования» будущих семейств «зависит нравственное и умственное направление будущего поколения» [7, с. 5].
В связи с этим ставилась задача дать девушкам основательное, разностороннее воспитание и образование, что и должны были обеспечить Мариинские институты. Структура образования в этих учебных заведениях состояла из трех циклов учебных предметов – гуманитарных, естественнонаучных, художественно‐эстетических.
Приоритет отдавался гуманитарным дисциплинам, которые занимали 50% учебного времени. Ведущее место отдавалось языкам – родному и иностранным, значительное внимание уделялось истории. Основы естественнонаучных знаний ученицы должны были получать на уроках физики, математики, естествоведения, географии. Объем этих дисциплин был вдвое меньше объема гуманитарных предметов.
Одну треть учебного плана занимал цикл художественно‐эстетических предметов, к которому были отнесены, наряду с музыкой, пением и рисованием, рукоделие и чистописание, танцы и гимнастика, которые рассматривались как важное средство развития чувства гармонии, красоты тела, а также укрепления здоровья воспитанниц.
Особое место в институтском учебном плане занимали два предмета – педагогика и рукоделие, – введенные для подготовки девушек к выполнению в будущем обязанностей матери, наставницы детей, знакомой «со всеми предметами, к домашнему хозяйству относящимися». В рассматриваемых актах указывалось на то, что вся учебная работа должна направляться на решение главной цели – «образование сердца» учениц.
Отсюда выдвигалось требование, чтобы преподавание всех предметов – и наук, и искусств – «…производимо было в нравственном духе, дабы сообщаемые воспитанницам познания, развивая их ум и вкус, вместе с тем действовали на утверждение в них нравственно‐религиозных начал» [8, 10].
Итак, основная задача женских институтов состояла в том, чтобы дать воспитанницам общее среднее образование гуманитарного плана. Значительное внимание в рассматриваемых актах уделялось вопросам воспитания, в частности физического. Этому должны были способствовать регулярные (в течение всех лет обучения) занятия гимнастикой и подвижными играми, купание, ежедневные прогулки. Были четко обозначены и гигиенические нормы – в питании, одежде, требования к освещенности аудиторий, температурному режиму в помещениях, которые следовало неукоснительно выполнять.
Большое значение придавалось соблюдению необходимого режима труда и отдыха учениц. Однако предметом особой заботы руководителей и преподавателей институтов было нравственное воспитание учениц, которое осуществлялось на религиозной основе. Уроки Закона Божьего (в течение всего обучения), ежедневные молитвы, обязательные посещения богослужений, соблюдение церковных обрядов (говенья, исповедания, причащения и др.) – все это должно было содействовать религиозному воспитанию девочек.
Подводя итоги отметим что вопрос о важности и необходимости высшего образования для женщин стал одним из самых обсуждаемых в российском обществе во второй половине XIX столетия. Первым, кто привлек общественное внимание к вопросу женского образования, был известный врач и общественный деятель Н.И. Пирогов, который в 1856 году в журнале «Московский сборник» опубликовал статью о необходимости коренных перемен, касающихся образования женщин.
С этого момента споры в российском обществе на эту тему не утихали, а в 1860-х годах переросли в настоящую общественную дискуссию. Вопрос о правах женщины, о ее значении в семье и обществе был одним из самых модных и интересных тем для бесед и споров.
Именно в этот период появляются первые женщины, получившие высшее образование за границей. По причине того, что в России путь к высшему образованию для женщин был закрыт, российские дворянки устремились за получением образования в Европу, а именно, в Цюрихский университет, где уже с 1847 года женщины получили право на посещение лекций. Первые две слушательницы, принятые в Цюрихский университет, были русскими. Одной из них была Н.П. Суслова – первая из русских женщин, получившая степень и диплом доктора медицины в 1867 году. В период 18641872 годов из 63 учившихся в Цюрихе женщин – 54 родились в России.
«Журналы того времени отмечали: «Русские студентки разбросаны по всем университетам Европы, где только допускаются женщины, и повсюду составляют подавляющее большинство между учащимися женщинами». Возрастающее число русских девушек в заграничных университетах свидетельствовало об их неослабевающем стремлении к высшему образованию» [1, с. 43], – отмечает Э.П. Федосеева. Соискатель кафедры Истории России XIX века – начала ХХ века.
Профессор Цюрихского университета В. Бермет в своем труде в защиту университетского образования для женщин, в частности, писал: «… Нам не раз приходилось слышать от первых учившихся здесь русских женщин желание выполнять свою будущую обязанность внутри своей родины, где на больших расстояниях нет ни одного врача…» [2, с. 16]. Наконец, конкретный вопрос о существовании высшего образования для женщин в России был поставлен супругой врача П.Ф. Конради – писательницей Евгенией Ивановной Конради, которая в декабре 1867 года на первом съезде русских естествоиспытателей, проходившем в Петербурге, внесла мотивированную записку о необходимости устройства курсов для женщин по предметам историко-филологических и физико-математических наук. Эта идея нашла много сочувствующих среди собравшихся на съезд.

Заключение и вывод

Подводя итоги работы отметим, что само появление и функционирование женщин с высшим образованием в России свидетельствует об определенной степени заинтересованности общества того времени в развитии высшего женского образования.
В 1858 г. В Мариинском ведомстве в Петербурге по инициативе Н.А. Вышнеградского была открыта первое женское училище, основанное на новых началах (женские училища получили название гимназий в 1862 г.). Желающих поступить в училище оказалось так много, что вскоре было открыто второе. Вплоть до этого времени Ведомство учреждений императрицы Марии задавало тон в организации женского образования.
Для популяризации женского образования Ведомство в 1872 г. начало издавать «Педагогический листок С.-Петербургских женских гимназий» (позже журнал «Женское образование», затем — «Образование»). Вслед за Мариинскими стали открываться и гимназии Министерства народного просвещения. В местностях, где открытие полной гимназии было невозможно, основывали прогимназии с 4- летним курсом.
Сразу вслед за появлением новой женской школы — гимназии — ставится вопрос о высшем женском образовании. Помимо возможности получить работу, многие женщины видели в образовании средство почувствовать себя свободной. В русские университеты доступ женщинам был закрыт. Очень быстро выход был найден. Небольшая часть девушек, стремившихся получить серьезное высшее образование, уезжали за рубеж. Другие получили возможность учиться на высших женских курсах, движение за открытие которых обрело огромный размах.
Сначала в столице, затем в провинции стали открываться все новые курсы. Это движение вызвало острую дискуссию в обществе, оно обрело как множество сторонников, так и противников. Помимо государственного сопротивления стремлению сделать высшую школу доступной для женщин, находилось немало противников этой идее в общественной среде. Например, Л.Н. Толстой выступал против высшего образования для женщин, полагая, что главное для них — быть женой и матерью. При этом все женщины, которые его окружали, были прекрасно образованы. Теория и практика расходились между собой на каждом шагу, ведь совсем еще недавно прочная патриархальная среда начала распадаться.
Таким образом, цель настоящей работы – анализ содержания женского образования в России XIX века – достигнута.
Задачи: анализ истории женского образования в России XIX века; рассмотреть женское образование в России в 19 веке; определить роль женщины в медицине; провести исследование о роли женщины в медицине – решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ