Курсовая работа по зарубежной литературе

в 2018-2019 учебном году

Рекомендации на основе анализа 27 готовых работ

Зарубежная литература — топ тем курсовых в 2018-2019

  • 1 Соотношение мира воображаемого и реального в «Дон Кихоте» Сервантеса.
  • «Дон-Кихот» – это целая веха в истории культуры человечества. История пожилого идальго, помешавшегося на рыцарских романах и вообразившего себя героем одного из них, породила такое количество подражаний, пародий, переосмыслений в литературе, драматургии, созданном в ХХ веке кинематографе, что трудно назвать произведение, которое могло бы стать достойным соперником этого романа.Именно этим и обусловлена актуальность настоящей работы: никакое количество исследований произведения Сервантеса не в состоянии исчерпать его глубины. Этим же обусловлена и необходимость сужения предмета исследования: роман «Дон-Кихот» многогранен и нам необходимо сосредоточиться на каком-либо одном его аспекте.
    Один из великих современников Сервантеса, знаменитый Шекспир, оставил в веках свой афоризм, точнее, строчку из своей пьесы, ставшую пословицей: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры…»И целью настоящей работы является анализ образа мира как театра, изображенного в романе «Дон-Кихот». В соответствии с указанной целью перед нами стоят следующие задачи: - показать каким образом реализуется определение Шекспиром мира как театра в романе Сервантеса;- охарактеризовать соотношение воображаемого и реального в различных сценах романа;Структура работы включает в себя введение, две главы, в соответствии с поставленными задачами, заключение и список использованной литературы.При написании работы в качестве теоретических источников были использованы труды отечественных литературоведов, а также черновые наброски М.А. Булгакова к пьесе «Дон-Кихот».

    Вячеслав Иванов сказал об авторе «Дон-Кихота» просто и гениально: «…величие Сервантеса покоится на его гениальном узрении иррационального в рационально устроенном мире…».1Вот это иррациональное и стало движителем сюжета одного из величайших в истории человечества произведений художественной литературы. Шекспир и Сервантес, как известно, были современниками. Эпоха наложила на них одинаковый отпечаток: утро человечества – Ренессанс – обещало многое. Пожалуй, от него ждали большего, но… Впрочем, Ренессанс, особенно, уходящий, поздний открыл в этом мире многое, чего раньше человек просто не знал. Или над чем не задумывался. Но Ренессанс своим утренним светом, а утренний свет, как известно, безжалостен, осветил и то, чего человек предпочел бы не знать. Во всяком случае, именно так можно оценить трагизм мироощущения Шекспира, просвечивающий даже в его комедиях, и роман Сервантеса: комическую историю сумасшедшего идальго, решившего воплотить прочитанное в романах на практике… Комическую историю, трагизм которой завораживает читателей уже несколько столетий.
    Эту невероятную смесь трагического и комического, увиденную им в реальной жизни, Шекспир определил как театральную игру: как можно пережить уготованную человеку участь, если не думать, что жизнь - это просто спектакль? И Шекспир объяснил нам, что в этом мире «женщины, мужчины – все актеры, и каждый не одну играет роль…»Но раз на сцене актеры, то и сама жизнь – просто пьеса, а увиденные нами вещи – декорации и реквизит пьесы, то есть, совсем не то, чем они кажутся. Дон-Кихот воспринимает окружающее, как ожившие страницы рыцарского романа, где ему выпала главная роль. Под эту роль он стилизует себе и все остальное: даму сердца – крестьянку по имени Альдонса – он называет Дульсинеей Тобосской, придуманным именем, которое вполне подходит героине рыцарского романа, он берет себе не слугу, но как положено рыцарю – оруженосца, Санчо Пансу… Мир Дон-Кихота – это театральная сцена, в чем он не желает, даже если может, отдавать себе отчет.

    Несмотря на трагичность финала романа, произведение Сервантеса не становится печальной историей, в нем нет ни горестного разочарования, ни утомленного смирения, ни недоверчивого успокоения.Образ мира-театра из фантазии героя романа стал почти реальностью на его страницах. Реальность там показана такой многогранной... какая она и есть, собственно. Просто в «Дон-Кихоте» жизнь становится формой игры, но и эта игра – формой жизни. Игра и жизнь меняются местами, входят друг в друга и скрывают границы объективной реальности. Герой Сервантеса осуществляет в жизни ренессансный принцип - принцип жизнетворчества, который снова стал главным жизненным принципом для апологетов символизма на рубеже XIX и XX столетий.
    Дон-Кихот «творит свою жизнь, разыгрывает собственный спектакль, который является в его глазах жизнью, который становится для него гораздо более реальным и настоящим, чем окружающая действительность, чьи контуры постепенно размываются и теряют резкость»8. Дон-Кихот не играет в рыцарский роман, он живет по его законам, и поэтому заставляет отчасти поверить в реальность своего спектакля даже трезвомыслящего крестьянина Санчо Пансу. Вспомним также, что спустя несколько веков после описания приключений «Хитроумного идальго Дон-Кихота Ламанчского», писатели-романтики создали на страницах своих произведений так называемое «двоемирие»: сосуществование реального и придуманного миров. Сервантес был, в какой-то мере, первопроходцем, наткнувшимся на эту идею, хотя всего лишь реализовывал правило, известное ему, хоть и сформулированное неизвестным ему современником: «Весь мир – театр»…

  • 2 Стилистический потенциал антропонима в художественном тексте на материале англоязычной прозы Айрис Мердок
  • Данная дипломная работа посвящена изучению гендерных проявлений в лексике на материале американских глянцевых журналов.В современном мире актуальность глянцевых журналов не вызывает ни у кого сомнения, по причине того, что они являются многоплановым, многомерным, динамическим и гетерогенным явлением, содержащим единицы внутритекстового, надтекстового и гипертекстового уровней. Глянец – это та отрасль, которая быстро реагирует на настроения и потребности общества и, следовательно, согласуется с ситуацией в нем. Изучением языка СМИ занимались такие исследователи, как И.В. Арнольд, М.Н. Ким, М.Н. Кожина, В.Г. Костомаров, О.А. Крылова, Д.Э. Розенталь, Г.Я. Солганик и др. Особый вклад в исследование языка газеты внесли И.Р. Гальперин, Я.Н. Засурский, Б.А. Зильберт, Б.В. Кривенко, В.Л. Наер и др. Эти ученые провели значительную работу по исследованию публицистического текста как целостного и особого текста, по изучению композиции публицистических текстов и проблемам эффективности языка публицистического текста.
    Различные лексические параметры публицистических текстов исследуются в работах Е.К. Павловой (2005), Л.В. Полубиченко (2007), Э.Е. Старобинского (1996), В.В. Тулупова (2003). Подробно описываются лингвокультурологические параметры различных видов публицистики (Винарская Л.С. (1995), Терпугова Е.А. (2000), Донская М.М. (2007), Полубиченко В.В. (2010)), ее лингвистические средства (Волостных А.В. (2005), Корочкова С.А. (2004)). В последние годы активно разрабатывается гендерная проблематика в публицистическом дискурсе такими учеными, как: И.В. Грошев (2000), О.Л. Антинескул (2001), Е.Я. Витлицкая (2005), В.В. Акуличева (2008), М.Ю. Горбунова (2008), Вилькэн Е. И. (2012), Попова Ю. В. (2014).Актуальность нашего исследования определяется антропоцентризмом современной лингвистической парадигмы и заключается в неослабевающем интересе ученых к проблемной сфере «человек в языке и язык в человеке»

    Основы лингвистической гендерологииСо временем пол человека из биологической характеристики превратился в социально-психологическую характеристику. И таким образом, появилось понятие «гендер», означающее совокупность культурных и социальных норм, которые общество заставляет выполнять людей в зависимости от их биологического пола [Попова, 2014, с. 56]. Понятие «гендер» уже давно вышло за рамки грамматики. Данное явление рассматривается довольно широко в качестве социокультурного, дискурсивного и психолингвистического феномена.Впервые в связи с языком фактор пола возник еще в античности при осмыслении категории того или иного грамматического рода.
    Древнейшей и в течение долгого времени единственной гипотезой о причинах функционирования и возникновения в языке категории рода стала символико-семантическая, которая базировалась на соотнесении такой природной биологической категории, как sexus с грамматической категорией genus. Сторонники данной гипотезы полагали, что грамматический род появился под влиянием той или иной природной данности, то есть наличия людей различного пола (Гумбольдт, Гердер, Гримм и т.д.); и при всем при этом для того, чтобы объяснить экстралингвистическую мотивированность категории рода исследователи применяли свой неязыковой опыт. Что и привело к возникновению оценочности в интерпретации категории рода: мужской род был первостепенным из-за того, что его приписывали именам, которые относились к нему, семантики активности, силы и энергии. А имена женского рода, наоборот, характеризовались подчиненностью и пассивностью. Таким образом, условия социальной реальности могли быть экстраполированы на законы развития языка, что было подтверждено фундаментальными исследованиями в области гендера Э. Борнемана, где анализ проводился при помощи междисциплинарного подхода. Удар по этой символико-семантической гипотезе был нанесен открытием языков, где категория рода отсутствовала вовсе.

    Резюмируя все вышесказанное, представляется необходимым остановиться на следующих пунктах.Существует множество научных и междисциплинарных определений феномена публицистического текста, которые отражают многогранность и сложность этого объекта. Наиболее распространенным подходом к публицистике является ее понимание как функциональный стиль речи, который используется в таких жанрах, как статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь, в котором используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и т. д. Таким образом, публицистика является одной из форм общественного сознания, которая анализируется с позиции современной лингвокультурологии.
    Среди основных характерных черт анализируемого нами стиля можно выделить высокую степень стандартизации используемых средств; насыщенность самыми разнообразными реалиями, аллюзиями и цитатами; использование разговорной, сниженной, сленговой и ненормативной лексики; широкое использование образной фразеологии и идиоматической лексики; широкое использование иных стилистических средств, приемов и фигур речи.Глянцевый журнал – это иллюстрированное периодическое печатное издание, высокого полиграфического качества, самой разнообразной тематики. Глянцевый журнал обладает следующими признаками: печатается на более плотной бумаге и имеет прочную глянцевую обложку; читая любой «глянцевый» журнал, человек получает более или менее полное представление о стиле жизни той социальной группы, к которой принадлежит или хочет принадлежать; высокое полиграфическое качество; глянцевые журналы не читают, а смотрят; глянцевый журнал является продуктом массовой культуры, который рассчитан на отдых читающего, поэтому он полностью избегает серьёзных тем.

  • 3 Творчество Джона Фаулза в оценке отечественных литературоведов
  • Фаулз - личность широкого дарования, опубликовавшая шесть романов. Каждый из них был написан в совершенно другом стиле, нежели предыдущий. Актуальность выбранной темы подтверждается интересом со стороны читателей и критиков к загадочным произведениям писателя, которые каждый трактует для себя по-разному.

    Как сформулировать актуальность курсовой работы

    Автор создает в своих романах образ действительности при помощи использования рамочного повествования. Для некоторых читателей это служит проблемой, которая обусловлена сложностью в ориентировании в фаулзовском мире. Об этом и пойдет речь в данной курсовой работе.

    Как определить цели и задачи курсовой работы

    Цель курсовой работы: изучение творчества Джона Фаулза в оценке отечественных литературоведов. Исходя из цели предусмотрены следующие задачи:
    •    изучение творчества и жизненного пути писателя;
    •    анализ проблематики его произведений;
    •    классификация литературных подходов, использованных Фаулзом.

    Как писать введение курсовой работы

    В ходе написании курсовой работы была разрешена главная цель благодаря методам исследования, которые включают комплексный анализ, разработку плана действий, а также поиск и обработку новой информации. Материалы, использованные во время выполнения задач, принадлежат следующим авторам: Н. Г. Владимирова, И.С. Горобченко, И. В. Кабанова, О.В.Лебедева, Я. Ю. Муратова, К. А. Серова, В. Г. Тимофеева.

    Как писать заключение курсовой работы

  • 4 Идейно-художественное своеобразие сказочных новелл Гофмана
  • Эрнст Теодор Гофман является одним из самых популярных и любимых немецких писателей в нашей стране. Тема его творчества довольно актуальна, поскольку его произведения стали частью мировой культуры.

    Как сформулировать актуальность курсовой работы

    Писатель умело соединил волшебный мир, от которого каждый останется в восторге, с беспощадным взглядом на жизнь. Но тем не менее, не все критики принимают его видение, многим не нравится то, как он позиционирует свой взгляд на реальную жизнь и на душу человека.

    Как определить цели и задачи курсовой работы

    Цель курсовой работы - изучение идейно-художественного своеобразия сказочных новелл Гофмана. Исходя из цели были выбраны следующие задачи:
    •    комплексный анализ героев произведений писателя;
    •    анализ суждений критиков о работах автора с учетом их аргументов;
    •    изучение жизненного пути Гофмана;
    •    определение жанровой принадлежности;
    •    анализ литературных приемов, использованных в произведениях.

    Как писать введение курсовой работы

    Во время написания данной курсовой работы был проведен комплексный анализ идейно-художественного своеобразия сказочных новелл Гофмана и комплексная характеристика его творчества. В ходе работы были использованы материалы следующих авторов: Берковский Н.Я., Ботникова А. Б., Гоголь Н. В., Дмитриев А. С.

    Как писать заключение курсовой работы

  • 5 Библейский сюжет и романтический идеал свободы в произведении
  • 6 Утопия и антиутопия в романе Свифта "Путешествия Гулливера"
  • 7 Сравнительная характеристика женских образов в романе У,Теккерея Ярмарка Тщеславия
  • 8 Смысл притчевого характера повествования в повести Хемингуэя "Старик и море"