Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании: современное состояние и перспективы развития | Пример курсовой работы

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании: современное состояние и перспективы развития

Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей принципов права социального обслуживания.

Формулируя данный принцип, законодатель характеризует среду, в которой должно сохраняться пребывание граждан, не только как « привычную» , но и как « благоприятную» . В среде пребывания человека, в том числе ребенка, которую для него хотела бы сохранить социальная служба, должно полностью исключаться воздействие на личность каких бы то ни было негативных и в особенности представляющих угрозу для жизни и здоровья факторов. Помещение человека в учреждение стационарного или полустацио- нарного типа должно обладать исключительным характером и быть целесообразным исключительно в тех ситуациях, когда пребывание в домашних условиях одинокого пожилого человека, инвалида, ребенка из социально неблагополучной семьи и других лиц при наличии обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, не представляется возожность.
5. Добровольность. Сущность данного принципа состоит в том, что ни одному гражданину социальное обслуживание не может быть предоставлено без получения его согласия или же согласия его законных представителей, опекунов или попечителей.
Реализация этого принципа предполагает, что в качестве главного способа получения различного рода социальных услуг в рамках социального обслуживания для граждан Российской Федерации выступает подача по собственной инициативе заявления о предоставлении социального обслуживания в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, обладающий правом осуществлять полномочия в собласти социального обслуживания. В случаях, которые предусмотрены ст. 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», граждане Российской Федерации могут быть признаны в качестве нуждающихся в социальном обслуживании по обращению в его интересах иных граждан.
Согласно принципу добровольности граждане Российской Федерации обладают правом без объяснения причин и вне зависимости от обстоятельств отказаться от осуществления в отношении его социального обслуживания начиная абсолютно с любого момента: от того, когда он ознакомится с решением соответствующего органа Российской Федерации о признании его в качестве нуждающегося в социальном обслуживании, до какого бы ни было времени в течение срока действия договора о предоставлении социальных услуг.
6. Конфиденциальность. Соблюдение конфиденциальности является одним из основных требований в работе с людьми, которое содержится в целом ряде нормативно-правовых актов. Так, еще 2006 г. Федеральным законом № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» было определено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами, в частности, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В качестве обязательного условия выступает соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой является ограниченным действующим законодательством Российской Федерации.
Реализация этого принципа на практике значит, что поставщиками различного рода социальных услуг в процессе их оказания не должна разглашаться ставшая им известной информация, которая обладает личным характером, составляет профессиональную тайну, а если возникает такая необходимость оказывать услуги анонимно (к примеру, в процессе экстренной телефонной помощи).
Необходимо отметить факт того, что соблюдение конфиденциальности в согласно правовым нормам, является не только принципом социального обслуживания, но еще и обязанностью персонала различного рода социальных служб.
Кроме принципов, которые указаны в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в процессе принятия региональных законов, которые регулируют социальное обслуживание, обладают правом на включение в них и других принципов. Так, в ряде региональных нормативно-правовых актов содержатся такие принципы, как:
– оказание всяческого содействия самопомощи, формирование активной позиции получателей различного рода социальных услуг в процессе их предоставления;
– гуманность;
– пересмотр установленных нормативов различного рода социальных услуг в зависимости от экономической ситуации в стране;
– комплексность характера социального обслуживания, которая предполагает необходимость предоставлять сразу несколько социальных услуг разных видов;
– использование в процессе предоставления различного рода социальных услуг потенциала организаций и учреждений, участие которых в этом процессе обеспечвает его большую эффективность;
– профилактическая направленность предоставления различного рода социальных услуг и др.
Принципы деятельности по социальному обслуживанию (как содержащиеся в действующем федеральном и региональном законодательстве, так и иные целесообразные) могут содержаться в уставной документации поставщиков различного рода социальных услуг разных организационно-правовых форм.
Как показывает практика деятельности, что соблюдение принципов социального обслуживания в процессе предоставления различного рода социальных услуг предоставляет возможность оптимизации этого процесса, увеличения степени эффективности принимаемых мер, а значит, наилучшим образом обеспечивать интересы получателей различного рода социальных услуг и достигать главной цели, заключающейся в улучшении условий жизнедеятельности граждан, увеличении их возможности самостоятельно удовлетворять свои главные жизненные потребности.
Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформировалась в общей системе права относительно недавно, но потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики.
Следовательно, социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Для обеспечения социального обслуживания населения государство реализует следующие функции:
– экологическая функция;
– производственная функция;
– социальная (социально-реабилитационная) функция;
– политическая функция;
– демографическая функция;
– духовно-идеологическая функция.
Правовое регулирование в области социального обслуживания рассматривается в качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защите населения.
Субъектами социального обслуживания являются граждане не способные обслуживать себя в связи с возрастом, болезнью или инвалидностью.
Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.
Одно из основных направлений социального обслуживания в РФ – социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
Система социального обслуживания населения ориентирована, в первую очередь, на незащищенные категории граждан. Поэтому виды социального обслуживания подвергаются стандартизации. Цель введения стандартов качества понятна – обеспечить рост уровня жизни семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Стандарты социального обслуживания конкретизируют объем и качество предоставляемых услуг: социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психлогических, социально-экономических, социально-правовых.
Таким образом, социальное обслуживание человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Социальное обслуживание населения является важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.
Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей принципов права социального обслуживания.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!