Курсовая работа по юриспруденции

в 2018-2019 учебном году

Рекомендации на основе анализа 119 готовых работ

Юриспруденция — топ тем курсовых в 2018-2019

  • 1 Пособие по безработице. Понятие, размеры, сроки выплат
  • В России безработица является ключевой проблемой в развитии экономики. От того какой уровень безработицы в стране зависит уровень жизни населения страны и квалификация работников. Безработица - социально-экономическое явление, сущность которого заключается в том, что часть экономически активного населения желающая работать, не может найти работу.Причиной возникновения безработицы в РФ является переход к рыночным отношениям.
    Несмотря на появление возможности заниматься предпринимательской деятельностью, но вместе с тем приватизируется государственная собственность, происходят изменения в народном хозяйстве, разоряются многие предприятия, поэтому многие квалифицированные работники остаются без работы. Еще одной причиной безработицы в России являются низкие зарплаты.Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждому гражданину Российской Федерации гарантируется минимальный размер оплаты труда и право на защиту от безработицы. Ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.Актуальность данной работы заключается в том, что многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных. Однако данный закон далек от совершенства и обычному человеку порой достаточно трудно понять все свои гарантии и права в период безработицы. При этом к числу основных гарантий социальной поддержки безработных со стороны государства относится выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Объектом курсовой работы являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации прав граждан на пособие по безработице.

    Понятие пособия по безработицеБезработным можно считать любое лицо, не имеющее постоянной работы и заработка. Однако социальная поддержка гарантирована только для тех граждан, которые в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" получили правовой статус безработного.
    Безработными, в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут ее и готовы к ней приступить [2, ст. 3]. Регистрация граждан в органах службы занятости осуществляется в особом порядке и состоит из нескольких этапов: 1. Регистрация в целях поиска подходящей работы.
    Такой регистрации подлежат все граждане, обратившиеся в службу занятости населения для оказания содействия в поиске работы, и, предоставившие следующие документы: паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорт и документ об образовании и (или) о квалификации. 2. Регистрация в качестве безработного. Данная регистрация осуществляется на основании решения органа службы занятости, которое принимается не позднее 11 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы, если он не был трудоустроен. 3. Перерегистрация, осуществляемая в отношении безработных граждан не более двух раз в месяц. Органы службы занятости устанавливают такие сроки посещения для подбора безработному гражданину подходящей работы. Вопрос о признании либо не признании гражданина безработным имеет существенное значение, в тех случаях, когда решаются вопросы трудоустройства, обеспечения их пособием по безработице, а также иными мерами социальной поддержки.

    . Таким образом, на наш взгляд, необходимо сделать следующие выводы. Пособие по безработице - это ежемесячная выплата, которая выплачивается лицу, вставшему на учет в службу занятости в связи с отсутствием рабочего места.Безработными считаются граждане в возрасте от 16 лет при соответствии следующим условиям:- не обладают доходом в сфере занятости населения;- обладают способностью выполнять трудовые обязанности;- находятся в активном поиске места работы (занимаются созданием собственного дела или состоят на учете в службах занятости);- готовы начать трудовую деятельность.Обязательным этапом в решении вопроса, как получить пособие по безработице, является обращение в государственные органы. Регистрацию безработных в России производит служба занятости.Размер пособия по безработице останется в 2018 г. без изменений. Право на получение пособия по безработице имеют граждане, ставшие на учет в службе занятости населения.
    Пособие по безработице имеют право получать только граждане, которые официально являются безработными, получившими такой статус в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации".Получить статус безработного могут только трудоспособные граждане, достигшие 16-летия, не являющие пенсионерами или студентами очного отделения учебного заведения, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не занимающие должность учредителей предприятий и фирм, не осужденные к исправительным работам или лишению свободы.Размер пособия зависит от среднего заработка безработного за последние три месяца на последнем месте работы. Размер среднего заработка определяют на основании данных, представленных в справке с последнего места работы. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливает максимальный и минимальный размер пособия по безработице - 4900 руб. и 850 руб. соответственноРазмер

  • 2 Организационно-правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения (на примере Хабаровского края)
  • Автомобильный транспорт является одним из наиболее распространенных видов транспорта, предназначенного для осуществления как пассажирских, так и грузовых перевозок.По данным МВД России за первое полугодие 2016 года на автомобильных дорогах России зарегистрировано 89,8 млн. дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), в которых 10,2 млн. человек погибли и 114,5 млн. человек получили ранения различной степени тяжести. За аналогичный период 2015 года было зарегистрировано 97,8 млн. ДТП, в которых 12 млн. человек погибли и 123,8 млн. человек получили ранения различной степени тяжести.Анализ статистических данных свидетельствует о том, что в 2016 году количество погибших и раненых в ДТП сократилось, однако имеющийся показатель свидетельствует о том, что на дорогах России по-прежнему погибает и получает ранения значительное количество человек.Современная обстановка в сфере организации дорожного движения в России характеризуется высоким уровнем аварийности на дорогах.
    Влияние на такое явление как аварийность оказывают как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам следует отнести: 1) низкий уровень, а порой и полное отсутствие освещения на дорогах, особенно на опасных ее участках; 2) низкое качество дорожного полотна; 3) несоответствие дорожной инфраструктуры уровню транспортного потока; 4) иные факторы. К субъективным факторам следует отнести: 1) низкий уровень дисциплины участников дорожного движения; 2) отсутствие четкой регламентации деятельности и порядка взаимодействия органов исполнительной власти, средств массовой информации и общественных организаций в области обеспечения безопасности дорожного движения; 3) отсутствие научно-методического обеспечения системы пропаганды безопасности дорожного движения; 4) отсутствие нормативных требований к содержанию курса обучения и подготовки водителей, а также лицам, осуществляющим такое обучение;

    Основные положения, выносимые на защиту:
    1. Безопасность дорожного движения и ее обеспечение — это неотъемлемый элемент системы национальной безопасности, представляющий собой совокупность методов и приемов, направленных на уменьшение количества ДТП и снижение уровня дорожно-транспортного травматизма.
    2. В настоящее время деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения регламентируется многочисленным количеством нормативных актов различной юридической силы — от международных правовых актов до локальных актов, издаваемых правоохранительными и иными государственными органами в области обеспечения безопасности дорожного движения по вопросам их компетенции. Мы полагаем, что такая правовая регламентация, несомненно, порождает такой юридический феномен как коллизионность. В этой связи мы предлагаем систематизировать нормативные правовые акты, действующие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, путем их консолидации, т.е. объединения. 3. Основополагающими субъектами организации безопасности дорожного движения являются правоохранительные органы, на которые возложена обязанность по выработке мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и как результат — уменьшение количества ДТП и снижение уровня дорожно-транспортного травматизма.4. Наравне с правоохранительными органами в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения активное участие принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и общественные объединения. Мы полагаем, что данный перечень субъектов необходимо дополнить таким участником как СМИ. Такая необходимость обусловлена тем, что СМИ имеют непосредственное воздействие на иных субъектов дорожного движения, прежде всего водителей и пешеходов.

    В настоящее время на территории РФ образована и действует Государственная система управления безопасностью дорожного движения, в которую входят органы государственной власти и управления, специализированные органы межведомственной координации, ведомственные службы, правоохранительные органы и научные учреждения. Центральное место в данной системе занимает ГИБДД России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий мероприятия по выработке, обеспечению и соблюдению мер безопасности дорожного движения на территории РФ.Не менее актуальным является вопрос правовой регламентации деятельности правоохранительных и иных органов государственной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения.
    Анализ действующего сегодня законодательства свидетельствует о том, что нормативное правовое регулирование безопасности дорожного движения осуществляется как на международном, так и на внутригосударственном (национальном) уровне. Однако количество нормативных правовых актов, действующих на внутригосударственном (национальном) уровне и регламентирующих однородную сферу правоотношений, а именно сферу обеспечения безопасности дорожного движения, порождает возникновение коллизий между ними, т.е. противоречие норм права, содержащихся в данных актах, друг другу, что, несомненно, снижает уровень эффективности их правового воздействия. Исходя из анализа сложившейся в сфере нормативного правового регулирования безопасности дорожного движения обстановки, мы приходим к выводу о том, что действующее внутригосударственное (национальное) законодательство нуждается в консолидации, т.е. объединении норм, сокращении количества нормативных правовых актов и, как следствие, повышении эффективности деятельности правоохранительных и иных государственных органов, реализующих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения

  • 3 Конституция РФ как источник трудового права
  • Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права.
    Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определённую систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определённой иерархии.Говоря об отдельных источниках, следует отметить особое место, которое занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она обладает наивысшей юридической силой и прямым действием на всей территории государства. Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. И так как Конституция является основным законом, то все иные нормативные акты, принимаемые в РФ, издаются на основе и в соответствии с Конституцией России (ст. 15 Конституции)

    Под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы облекаются в определённую форму (закон, указ и т.д.).
    Такие формы государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином «источники права». В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции источников права выполняют нормативные акты, издаваемые компетентными государственными органами, иногда с учётом мнения профсоюзных органов. Термин «источник права» в специфическом понимании во многом схож с терминами «законодательство», «нормативные акты, регулирующие данный вид общественных отношений», «форма права». Все они отражают нормотворческую деятельность государственных органов, но уже в конкретной форме закрепления правовых требований.В данном случае термин «источник права» используется в названном смысле, чтобы обозначить конкретную форму выражения правовых требований, исходящих как от государственных органов власти, так и от других органов, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение актов государственной власти.
    Трудовое право России формируется из значительного количества правовых норм: законов, указов, постановлений правительства, всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального регулирования. Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права. Юридической основой и базой для построения, развития и совершенствования всей системы источников российского трудового права является Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу в системе законодательных и иных нормативных актов.

    В заключение работы можно сделать ряд выводов. Во-первых, в Конституции РФ свобода труда и право на труд учреждены посредством конституирования содержания данных категорий и представляют собой обособленные категории, которые вместе с тем связаны возможностью осуществления свободного выбора в сфере труда. Однако регламентация данных вопросов достаточно сегментарна, что не позволяет в полной мере обличить отношение законодателя и правоприменителей к конституированию категорий в сфере труда и очерчиванию их содержания. Во-вторых, для устранения разночтений в понимании конституционной нормы, закрепляющей права и свободы в сфере труда, необходимо внести определённые уточнения.
    В связи с выведенным содержанием конституционных положений и указанием особенности способа учреждения положений в Конституции РФ, отсутствует необходимость вносить изменения в текст Конституции РФ. Изменения Основного закона государства сказываются на его стабильности и авторитете, в связи с чем целесообразность внесения пояснений в текст ст. 37 Конституции РФ будет несоразмерной по сравнению с возможными последствиями. Соответствующие уточнения будут достаточными и при прописывании их в актах КС РФ, который признаёт конституционность данных категорий, но недостаточно раскрывает их сущность. Вслед за пояснениями КС РФ соответствующие пояснения, уточняющие и развивающие конституционные положения допустимы в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы в сфере труда

  • 4 Понятие и правовое урегулирование жилищных субсидий
  • Во многих зарубежных государствах принято формальное определение преступления, согласно которому преступлением считается деяние, предусмотренное уголовным кодексом соответствующей страны. Но в этом случае непонятно, по какому принципу те или иные деяния записываются в разряд преступных, и ничто не препятствует законодателю установить, например, такую норму: "Посадка деревьев наказывается тремя годами лишения свободы". А самое главное - определение не позволяет отграничить преступление от малозначительного деяния, т. е. от деяния, которое нельзя карать по всей строгости уголовного права. При формальном определении преступления можно, например, посадить человека за кражу буханки хлеба, ведь формально это все равно кража.Материальное определение преступления включает такие признаки, которые определяют, почему данное деяние является преступлением.
    Прежде всего, это указание на общественную опасность и объекты посягательства.Однако нельзя впадать и в другую крайность, определяя преступление исключительно через материальные признаки, как это было сделано в УК 1922 г. Преступлением признавалось действие или бездействие, опасное для рабоче-крестьянского правопорядка, т. е. для того, чтобы назвать человека преступником, было необязательно даже определять, что же нельзя преступать. Так, судья в 1922 г., основываясь на рабоче-крестьянском правосознании, мог объявить преступлением любое деяние, которое ему по каким-либо причинам показалось опасным для Советского государства.Таким образом, деяние можно назвать преступлением, если оно общественно опасно, противоправно, виновно и наказуемо.

    Деятельное раскаяние УК РФ определяет как действия, направленные на смягчение наказания за преступление. В 75 статье Уголовного кодекса предусмотрены обстоятельства, при наличии которых возможно улучшение положения виновного. Рассмотрим подробнее, что собой представляет деятельное раскаяние. УК РФ включает в это понятие: Явку с повинной. Она должна быть добровольной. Оказание содействия при раскрытии преступления. Компенсацию ущерба или заглаживание вреда, причиненного деянием. наличии указанных обстоятельств, если деяние имело место впервые или совершено преступление средней/небольшой тяжести, при назначении наказания, в соответствии со 60 статьей УК, суд обязан принять меры, направленные на улучшение положения виновного1. Особое значение деятельное раскаяние имеет в работе органов следствия, прокуратуры, дознания и суда.
    При выявлении в поведении подозреваемых/обвиняемых его признаков на начальном этапе производства изменяются объем, направленность и характер оперативно-розыскных и следственных мероприятий. Деятельное раскаяние позволяет сократить продолжительность расследования, уменьшить материальные затраты на его проведение. Все фактические обстоятельства происшествия выявляются намного быстрее. В некоторых случаях деятельное раскаяние может указывать на уменьшение общественной опасности субъекта, совершившего преступление.
    Особенно ярко это проявляется в ситуациях, когда лицо добровольно является в правоохранительные органы для признания в посягательстве, предотвращает негативные последствия своего поведения, заглаживает причиненный вред. Как показывает анализ нормативных актов прошлых лет, возможность аннулирования наказания по приведенным выше обстоятельствам не предусматривалась. Раньше деятельное раскаяние выступало в качестве одного из условий для смягчения санкций. Вводя возможность аннулирования наказания в современный Уголовный кодекс, законодатель закрепляет для ее реализации обязательные условия. Первым выступает явка с повинной.

    Таким образом, уголовное право России формирует понятие преступления, взяв за основу его определения материальный признак. Указание на то, что преступление есть не просто деяние запрещенное законом, а действие или бездействие по своему содержанию опасное для интересов общества, для общественных отношений. Важнейшим признаком преступления Российское уголовное право считает материальный признак. Его (преступления) общественная опасность - такое понятие преступления называется материальным понятием.
    Развернутое материальное понятие преступления дается в статье 7 УК РСФСР и в ст.14 проекта УК РФ. "Преступлением признается виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания." Опираясь на законодательное определение понятия преступления наука уголовного права устанавливает, что любые преступления характеризуются совокупностью ряда обязательных признаков. Такими признаками являются:1.Общественная опасность;2.Уголовная противоправность;3.Виновность;Наказуемость деяния.Преступление против военной службы -- это преступление против установленного порядка прохождения военной службы, совершаемое военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ст. 331 УК). Оно представляет собой деяние (действие или бездействие), характеризующееся едиными для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью.опасность преступлений против военной службы характеризуется причинением либо угрозой причинения вреда боеспособности войск

  • 5 Понятие и виды экологических преступлений
  • Статья 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
    Задача правовой системы общества — обеспечение правопорядка, в том числе экологического, т.е. правомерное поведение всех его членов — соблюдение ими требований экологического права.Экологическим правонарушением считается только виновное противоправное деяние (действие или бездействие), т.е. посягательство на требования экологического права, закона.Не является исключением и такая важнейшая в настоящее время область общественно значимого поведения, как охрана окружающей среды и использование природных ресурсов, обеспечение качества всей окружающей среды.Экологическому праву присущи некая декларативность, размытость правовых предписаний, необеспеченность их возможностями принуждения к исполнению.Целью работ состоит в исследовании понятия экологического правонарушения его классификации, выявления его состава.При написании работы использовались труды российских ученых по проблемам экологического права.

    Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок и причиняющее вред окружающей природной среде либо реально создающее угрозу такого причинения.При экологических правонарушениях вред здоровью человека наносится не в прямом виде, как, например, в преступлениях против жизни и здоровья человека, а как следствие вреда, нанесенного природной среде.
    Количественные и качественные изменения в окружающей природной среде в худшую сторону негативно влияют на жизнь людей, генетическую программу человека, на состояние материальной базы хозяйствующих субъектов1.По ряду своих сущностных характеристик экологические правонарушения являются в значительной части одновременно и экономически (например, противоправное использование природных ресурсов). При этом высока не только скрытая, но и скрываемая часть таких административных проступков, общее количество ежегодно рассматриваемых жалоб по фактам выявленных правонарушений в сфере экологии явно не соответствует числу сообщений о таких правонарушениях, известных различным государственным органам, уполномоченным осуществлять экологический контроль.Исчерпывающая информация о реальной распространенности экологических правонарушений в настоящее время отсутствует. Но даже та, которая имеется в органах, осуществляющих контроль и мониторинг в области охраны окружающей природной среды, свидетельствует, что в данной сфере мы имеем дело с массовыми нарушениями законодательства.
    С учетом латентности удельный вес экологических правонарушений составляет не менее 30-40%2.Система достаточных и необходимых признаков экологического правонарушения образует его состав. Экологическое правонарушение - поведение, выражающееся в деянии - не только в действии, но и в бездействии, - в последнем случае тогда, когда право предписывает совершение действий. Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в каких-либо деяниях.

    Таким образом, экологическое правонарушение – это виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок и причиняющее вред окружающей природной среде либо реально создающее угрозу такого причинения.
    Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.Экологические правонарушения можно классифицировать по нескольким основаниям:- по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб;- по характеру причиненного вреда;- по характеру применяемых санкций;- по степени общественной опасности.К числу основных субъективных факторов экологических правонарушений относятся деформации группового и индивидуального сознания, низкий уровень правовой и экологической культуры населения, к числу объективных причин – экономическая незаинтересованность предприятий в природоохранной деятельности; условия жизни населения, побуждающие к экологическим правонарушениям; отсутствие или недостаток достоверной экологической информации; снижение активности контролирующих органов; снижение уровня взаимодействия правоохранительных и природоохранных органов; недостаточное организационно-административное обеспечение реализации экологического законодательства.

  • 6 Гражданский иск в уголовном процессе
  • . Проводимая в стране на протяжении уже нескольких лет судебно-правовая реформа связана не только с преобразованиями в сфере судоустройства, но и непосредственным образом затрагивает вопросы судопроизводства, в том числе направлена на совершенствование уголовно-процессуального законодательства.Следует отметить, что за последние годы действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ1 (далее – УПК РФ) претерпел существенные изменения. Однако, вопрос предъявления иска в уголовном процессе так и остался без должного внимания законодателя.Вопросы изучения понятия и сущности гражданского иска в уголовном судопроизводстве, процессуального статуса гражданского истца и ответчика в уголовном процессе являются фундаментальными теоретическими положениями всего уголовного процесса. Вместе с тем, следует говорить о недостаточной урегулированности процессуального статуса гражданского истца и ответчика в уголовном процессе, что во многом обуславливается несовершенством действующего уголовно-процессуального законодательства.
    Доказательством этому служит то обстоятельство, что только по 10% процентам уголовных дел потерпевшими одновременно заявляются иски о возмещении причиненного преступлением вреда. Одна из причин низкого количества исков в рамках уголовного судопроизводства видится также в недоверии граждан к судебной системе.Институт гражданского иска в уголовном судопроизводстве требует надлежащего правового регулирования, которое на сегодняшний день нельзя признать совершенным в силу существования различных пробелов и противоречивых положений в действующем законодательстве. В частности, УПК РФ не предусматривает нормы, содержащей дефиницию гражданского иска как одного из средств возмещения вреда, причиненного преступлением, недостаточно регламентирует статусы истцов и ответчиков.

    Согласно ст. 52 Конституции РФ2 права потерпевших от преступления и злоупотребления властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и возмещение причиненного ущерба.Согласно ст. 44 УПК РФ лицо, которому преступлением причинен имущественный или моральный вред, вправе при производстве по уголовному делу предъявить к обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого, гражданский иск, который рассматривается судом совместно с уголовным делом.
    Согласимся с высказыванием О.В. Грицай, что положения, регламентирующие уголовное судопроизводство по предъявлению гражданского иска, представляют собой правовой институт, объединяющий нормы не только гражданского процессуального и уголовно-процессуального права, но и иных отраслей российского права, например, в сфере исполнительного производства3.В судебных решениях подчеркивается, что по смыслу уголовно-процессуального законодательства РФ, гражданский иск в уголовном судопроизводстве суд обязан рассматривать с соблюдением требований, в том числе и гражданского законодательства4.Иск является одним из важнейших средств защиты нарушенных прав. В теории права иск рассматривается в качестве процессуального средства защиты субъективных гражданских прав, реализуемого посредством юридически значимой деятельности кредитора, должника и суда как органа государственной власти, реализующего функцию отправления правосудия. С социально-экономической точки зрения цель применения иска как правового средства заключается в понуждении ответчика удовлетворить заявленные истцом требования, включая применение методов государственно-властного воздействия.Однако, непосредственно факт предъявления иска не свидетельствует о реализации иска в качестве правового средства защиты субъективных гражданских прав. Для этого необходимо принятие судом особого процессуального решения о принятии искового заявления к производству и назначения дела к судебному разбирательству

    Подводя итоги рассмотрения темы курсовой работы, сформулируем его основные положения и выводы:1. В юридической литературе отсутствует единое понимание сущности и правовой природы гражданского иска в уголовном процессе, что связано с его многогранностью и многоаспектностью, а также неоднозначностью его правового регулирования. Правовое регулирование гражданского иска в уголовном процессе имеет длительную историю, но только в связи с социально-экономическими преобразованиями в начале 90-х годов его развитие приобрело значение. 2. Потерпевший в результате совершенного преступления вправе реализовать свое право на возмещение причиненного вреда как в порядке гражданского, так и уголовного судопроизводства. Предъявление гражданского иска в уголовном судопроизводстве обладает рядом преимуществ по сравнению с гражданским судопроизводством: менее жесткие требования к порядку предъявления иска, процессуальная экономия, возложение обязанности по установлению обстоятельств причиненного вреда на органы предварительного расследования. Полагаем, что гражданский иск в уголовном судопроизводстве выступает в качестве процессуального средства судебной защиты имущественных прав и законных интересов лиц, пострадавших от совершенного преступления. В тоже время институт гражданского иска в уголовном судопроизводстве не получил достаточного распространения в силу объективных и субъективных причин.3. Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. К правам и обязанностям гражданского истца в уголовном судопроизводстве являются не неприменимыми положения гражданского процессуального законодательства.4. Процессуальный статус гражданского ответчика в недостаточной степени урегулирован нормами уголовно-процессуального законодательства. Полагаем, что отсутствие в ст. 54 УПК РФ указания на то, что гражданским истцом признается обвиняемый, следует признать недостатком действующего законодательства. Признание гражданским истцом иного лица, кроме обвиняемого, представляется необоснованным. При этом, законодатель при определении гражданского истца отсылает к положениям гражданского законодательства

  • 7 Правовое регулирование социальной защиты военнослужащих
  • За последние двадцать лет ситуация в нашем обществе существенно изменилась, что естественным образом повлияло на жизнедеятельность Вооруженных Сил Российской Федерации. Демократические процессы, происходившие в начале второго тысячелетия, затронули все общество в целом, включая Вооруженные Силы Российской Федерации, что обусловило необходимость создания военного права и регулирования деятельности Вооруженных Сил. Готовность отдать жизнь за родину должна быть подкреплена реальными действиями со стороны государства, направленными на создание благоприятных условий для жизни военнослужащих и его семьи.
    Актуальность темы исследования заключается в том, что существует объективная необходимость анализа и теоретического понимания ситуации в сфере социально-правовой защиты военнослужащих, обобщения деятельности органов государственного управления в этой области, понимания категорий социально-правовой защиты и социальная защита, разработка методов и создание комплексных программ социального обеспечения военного строительства в Российской Федерации на ближайшее десятилетие.Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с социальным обеспечением детей военнослужащих.Предмет исследования – нормы действующего российского законодательства, устанавливающие особенности социального обеспечения детей военнослужащих.
    Цель работы – рассмотреть особенности правового регулирования социального обеспечения детей военнослужащих.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и виды социального обеспечения детей военнослужащих;изучить особенности обеспечения семей военнослужащих;исследовать особенности социальной защиты семей военнослужащих;рассмотреть особенности назначения пособия беременной жене военнослужащего;исследовать особенности выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего;исследовать особенности регулирования жилищных вопросов семей военнослужащих.

    Российское законодательство о социальном обеспечении детей военнослужащих Российской Федерации1.1 Понятие и виды социального обеспечения детей военнослужащих Социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, потери трудового заработка или дохода и в других случаях. Их медицинское обслуживание, осуществляются за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и отчислений из государственного уставного бюджета Российской Федерации в порядке, установленном законом.
    Поскольку в соответствии с законом семьи призывников имеют ряд льгот, направленных на облегчение их существования до возвращения кормильца из армии (например, пособие на призывника для ребенка составляет 1,5 минимальной заработной платы), социальный работник сначала информирует их о наличии этих льгот и помогает в их получении.К сожалению, поскольку участвуют местные бюджеты, эти пособия часто выплачиваются нерегулярно. В этом случае может быть оказана адресная социальная помощь семье военнослужащего, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты питания, одежда, топливо и т.д.).
    Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники, в случае необходимости, должны помогать жене военнослужащего в поиске работы, размещении ребенка в дошкольном учреждении и оказании психологической поддержки.Законодательство Российской Федерации устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с их квалификацией и периодом военной службы, который рассчитывается исходя из общей продолжительности военной службы в календарных сроках или общей продолжительности военной службы в льготных условиях.

    Прежде всего, необходимо определить категории граждан, которым в соответствии с законом предоставляются социальные гарантии и компенсации. Исходя из пункта 5 статьи 2 закона о статусе военнослужащих, существует три основных категории. Таким образом, перечень категорий граждан, по отношению к которым государство имеет социальные обязательства, достаточно широк и связан с сохранением обязательств, принятых в предыдущие исторические периоды.Кроме того, есть категории, связанные с членами семей военнослужащих и военных пенсионеров. Интересной группой является категория «иные лица и члены их семей», в которой в соответствии с указами Президента Российской Федерации социальные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим и членам их семей.
    В то же время перечень категорий граждан, представленный в законе о статусе военнослужащих, является слишком общим и не позволяет с должной тщательностью детализировать категории получателей конкретных гарантий и компенсаций со стороны государства, которое является основным Предмет нашего исследования.С 1 января 2008 года выплачиваются два пособия:единовременное пособие беременной жене военнослужащего на военную службу;ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу.Размер единовременного пособия для беременной жены военнослужащего на военную службу установлен в размере 14 000 рублей. С 1 февраля 2016 года размер этого пособия с учетом индексации составил 24 565 рублей.
    Следует отметить, что размер этого пособия не зависит от количества детей, которые носят женщины (это могут быть близнецы, тройни). Пособие выплачивается единовременно, то есть один раз и полностью.Указанная сумма выплачивается ежемесячно независимо от того, имеют ли получатели право на получение других видов государственных льгот, установленных Законом о статусе военнослужащих и законами субъектов Российской Федерации.Анализ норм Закона о статусе военнослужащих позволяет выделить следующие ключевые группы военнослужащих, имеющих право на жилье (способы его приобретения).

  • 8 роль и значение юридической науки в развитии общества
  • Право в практической жизни людей - явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических работников. Поэтому то, что называется «правом», изучалось с глубокой древности и изучается до настоящего времени прежде всего в практических целях. Юридические знания преподаются в университетах, юридических колледжах, других учебных заведениях для того, чтобы будущие судьи, адвокаты, нотариусы, все юридические работники лучше понимали смысл законов, увязывали их между собой и с иными актами, могли делать на их основе правильные выводы, устраняя при этом возникающие коллизии, несогласованности.
    Надо заметить только, что с самых далеких времен общество стремилось познакомить с юридическими знаниями все население, во всяком случае образованную его часть, деловых людей и людей, связанных с государственным управлением. Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иные стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне. Юриспруденция является общественной теоретико-мировоззренческой наукой. Юриспруденция призвана раскрывать основные закономерности развития государства и права, их социальную роль, ценность, функции. Юридическая наука в современном виде состоит из ряда отраслей: наука, изучающая конституционное право; наука, изучающая административное право; наука, изучающая гражданское право и др. История возникновения и развития государства и права является предметом науки «История государства и права».

    Определение понятий «правоведение», «юриспруденция», «юридические науки»Советская юридическая наука, пытаясь осмыслить свои собственные параметры в обобщенном виде, то выходила на дисциплину, получившую название "Теория государства и права", то на общую теорию государства и права. На сегодняшней день в нашей стране нет даже более или менее приемлемого понятия "юриспруденция". Так, в новой Российской юридической энциклопедии, выпущенной в 1999 г. и содержащей очень много слов и понятий (около 4 тыс.), нет понятия "юриспруденция". В Большом энциклопедическом словаре также нет этого понятия. Здесь содержится понятие «юридическая наука», которая, с точки зрения авторов, является синонимом понятия «юриспруденция».
    В отличие от структуры научных и учебных дисциплин в области юриспруденции многих зарубежных стран, в нашей стране в советское время была учреждена такая дисциплина, как "Теория государства и права". Однако предмет и содержание как науки, так и учебной дисциплины под названием "Теория государства и права" или "Теория права и государства" на протяжении уже долгих лет в нашей юридической науке определяются неоднозначно. Наиболее обобщенно на этот счет имеется представление в учебнике для юридических вузов под названием "Проблемы общей теории права и государства". Выделяя в системе юридической науки общепринятые три группы дисциплин (юридические науки теоретического и исторического профиля; отраслевые юридические науки; специальные юридические науки)Между тем юридическая наука представляет собой деятельность по выработке юридических знаний. Юридическая наука, как и любая другая, представляет собой сферу человеческой деятельности по "производству" определенных знаний. Представители юридической науки занимаются поиском знаний в области государства и права. Специалисты, готовящиеся к применению этих знаний на практике, называются юристами, а область их знаний - юриспруденцией.

    Итак, юридические науки (правоведение, юриспруденция) - это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая наука - одна из старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху. Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук. Юридическая наука структурно дифференцирована на ряд отраслей: государственное право, гражданское право, уголовное право, международное право, история государства и права, история политических учений. Особое место занимает общая теория государства и права, изучающая сущность государства и права и др. общие вопросы юридической науки.
    Существует именно система, множество юридических наук. Это объясняется тем, что государство и право - явление сложное и многогранное, имеющее непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни. Изучит их в рамках одной науки невозможно. Поэтому неизбежна специализация научных знаний о различных областях государственной и правовой жизни общества. Таким образом, юридические науки представляют собой систему знаний, с определенной структурой и взаимосвязями. И важное место в системе юридических наук занимает теория государства и права, хотя и не сливается полностью с понятием «юридическая наука», как предполагают многие авторы

  • 9 Использование математических методов в юриспруденции
  • 10 Правовое регулирование прекращения трудового договора