Языковые универсалии и их виды.

Как уже говорилось выше, проблеме языковых универсалий большое внимание уделял американский лингвист Ч.Ф. Хоккет. По его мнению, языковыми универсалиями являются признаки или свойства, присущие всем языкам или языку в целом. В статье «Проблема языковых универсалий» автор ссылается на слова Л. Блумфилда, который говорил о том, что «единственными полезными обобщениями, касающимися языка, являются индуктивные обобщения» [Хоккет, 1970: 45]. Данная идея является основополагающей для Ч. Хоккета, так как его цель, как ученого, не изобретать универсалии, а открывать их. В качестве основного метода поиска автор использовал метод сравнения человеческой речи с коммуникативным поведением животных. В уже упомянутой выше статье он описал самые важные различия этих языков. Список, предложенный автором, включает следующее:
Вокально-слуховой канал. Канал для любой языковой коммуникации является вокально-слуховым.
Рассеянная передача и направленный прием: все языковые сигналы передаются широковещательно и воспринимаются направленно.
Быстрое затухание: все языковые сигналы недолговечны
Чередуемость: взрослые члены языкового коллектива являются поочередно то передатчиками, то получателями языковых сигналов.
Полная обратная связь: передающий языковой сигнал сам получает это сообщение.
Специализированность: прямые энергетические следствия языковых сигналов обычно биологически несущественны; существенны лишь пусковые эффекты (triggering effects).
Семантичность: языковые сигналы функционируют, обеспечивая корреляцию и организацию жизни общества, поскольку существуют ассоциативные связи между сигнальными элементами и признаками мира; короче — у некоторых языковых форм есть денотаты.
Произвольность: отношение между значимым элементом языка и его денотатом не зависит ни от какого физического или геометрического сходства между ними.
Дискретность: допустимые сообщения в любом языке составляют скорее набор дискретных, чем непрерывных единиц.
Перемещаемость: языковые сообщения могут относиться к вещам, удаленным во времени или пространстве от времени и места сообщения.
Открытость: новые языковые сообщения создаются легко и свободно.
В языке новые сообщения свободно создаются комбинированием или трансформацией старых сообщений или по аналогии с ними.
В языке как новые, так и старые элементы легко получают новую семантическую нагрузку под влиянием языкового или ситуационного контекста.
Традиция: условности языка передаются обучением и научением, но не по наследству.
Дуальность (структурной организации): каждый язык имеет как кенематическую подсистему, так и плерематическую подсистему.
Уклончивость: лингвистические сообщения могут быть ложными или бессмысленными с точки зрения логики.
Рефлексивность: в языке предметом сообщения может быть само сообщение
Способность к обучению: говорящий на одном языке может выучить другой язык.
Перечисленные выше 16 признаков в каждом языке, относительно которого ученые обладают достаточным количеством информации, но отсутствуют в коммуникативных системах животных. На основании данных различий Ч. Хоккетом были выведены языковые универсалии, которые ученый разделил на 3 категории: общие, грамматические и фонологические.
Еще одним исследователем языковых универсалий является американский лингвист, профессор Стэндфордского университета, президент Американского лингвистического общества Джозеф Гринберг. Он впервые стал всемирно известным в 1950-х годах благодаря разработанной им классификации африканских языков. Ученый смог классифицировать 1200 африканских языков в языковые семьи. В своей итоговой работе, опубликованной в 1963 году, Дж. Гринберг классифицировал эти языки в четыре больших семьи. Хотя его классификация сначала была подвержена резкой критике со стороны некоторых африканистов, она получила признание в течение последующих десяти лет, и сегодня является основой исторической лингвистики Африки.
Однако одним из самых важных, общепризнанным достижением Дж. Гринберга является разработка проблемы языковых универсалий. В 1962 году он опубликовал статью под названием «Некоторые грамматические универсалии, преимущественно касающиеся порядка значимых элементов». Взяв 30 языков в качестве материала для исследований Дж. Гринберг вывел 45 языковых универсалий, которые описал в своей работе. Большая часть универсалий, описанных в его статье, имеет импликационный характер и может быть выражена по формуле «если в данном языке есть Х, в нем всегда есть и Y». Если в таком выражении ничего больше не сказано, то обратное утверждение, а именно – «если в языке есть Y, в нем всегда есть Х», не обязательно является верным. Лингвист задался такими вопросами, как, например, какие последовательности субъекта, глагола и объект на самом деле встречаются в языках мира, или, каковы отношения между последовательностью этих элементов и порядком другихкомпонентов, таких как прилагательное и существительное [Stanford Report, 2002].
Для настоящего исследования были выбраны универсалии, выделенные Ч. Хоккетом и Дж. Гринбергом, так как они относятся к разным типам: первые – абсолютные универсалии, вторые – импликационные. Помимо этого, утверждения Ч. Хоккета основаны на различиях человеческого языка от других форм коммуникации, например, коммуникации животных, тогда как универсалии Дж. Гринберга можно отнести к собственно-лингвистическим, так как в них рассматривается структура языка, его грамматика и синтаксис. По определению языковых универсалий, данные явления должны прослеживаться во всех языках мира, однако встает вопрос о релевантности данного утверждения для искусственных языков.
Искусственные языки противопоставляются естественным языкам, то есть ими не являются, но в то же самое время их нельзя рассматривать как другие формы коммуникации. Они нарочито последовательны, однако, обладая разработанной фонологической, морфологической и синтаксической системами, все же, являются разновидностью языка в широком смысле. Тогда встает вопрос о реализации языковых универсалий в искусственных языках, ведь с одной стороны они являются знаковыми системами для коммуникации, а с другой – индивидуальным человеческим творением.
Анализ языковых универсалий на материале персональных искусственных языков может показать, какие языковые универсалии стабильны и осознаются людьми в большей степени, а какие требуют переработки.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ