Ярмарка Тщеславия у Теккерея как роман Без героя | Пример курсовой работы

Ярмарка Тщеславия у Теккерея как роман Без героя

Целью исследования выступает изучение способов моделирования многоголосия, полифоничности романного пространства «Ярмарки тщеславия».

Каждое переживание, каждый художественный образ диалогичен по своей сути, полемически окрашен, что формирует высокую интертекстуальность, диалогичность всего романного пространства: «между всеми элементами романной структуры существуют диалогические отношения, то есть они контрапунктически противопоставлены. Ведь диалогические отношения – явление гораздо более широкое, чем отношения между репликами композиционно выраженного диалога, это – почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение».
Скрытое двухголосие выступает средством репрезентации противоборства диалектических противоположностей личности, выступая символом общекультурной ситуации распада «эпического и трагического человека», утраты веры в целостность, тождественность, рационализм, монолог.
Как отмечает Д. Шукурин, в полифоничном романе «герой одновременно совпадает и не совпадает с самим собой». Диалектизм, двойничество, таким образом, становятся фундаментом моделирования романного пространства, объединяющим стержнем нарратива.
Эффективным приемом формирования полифоничности, многоголосия романного пространства выступает синтез, использование диалектического сопоставления монологической и полифонической нарративных линий. Монологическая составляющая представлена авторскими описаниями, характеристиками, лирическими отступлениями и пр. Полифоничная составляющая представлена воспроизведением эмоциональных переживаний, психологических состояний художественных образов, живущих и действующих в романном пространстве обособлено от автора.
Реализация данной стратегии заключается в нарочитой акцентуализации внимания реципиента на условности, особом статусе героев литературного произведения, что находит свою репрезентацию в многочисленных обращениях к читателю, прологах, традиционных литературных приемах, подчёркивающих, что именно вымысел автора является «прародиной героев», что сами герои являются порождением фантазии автора. Однако в рамках романного пространства герои стремятся к объективации, наделяются атрибутами бытия, начинают жить самостоятельной жизнью, а сам автор становится исследователем внутреннего мира героя-идеи.
Как отмечает Н. В. Барковская, в этом выдуманном мире, симулякре реальности «тени становятся людьми, но люди могут превращаться в тени. Разум порождает реальности, независимые не только от него, но и ускользающие от контроля породившего их рассудка, даже оказывающие обратное действие на своего создателя».
Объектировавшиеся герои, в свою очередь, не просто порождают полифонизм романа, но и отражают авторский замысел. Их индивидуальные характеристики призваны отразить их роль в судьбе личности, нации, государства.
Таким образом, в процессе моделирования полифонии романного пространства автор обращается к многочисленным литературным приемам на композиционном, вербальном уровне, что позволяет максимально объективировать художественные образы, создать впечатление их полной самостоятельности от авторского воображения.

Категория полифоничности романов стала привлекать внимание исследователей в начале минувшего столетия. Истоки понимания полифоничности художественных дискурсов были заложены в трудах выдающегося отечественного философа, мыслителя М. М. Бахтина. Данная категория представляет собой множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, одновременное озвучивание точек зрения повествователя и персонажа.
Моделирование многоголосья в романном пространстве осуществляется озвучиванием каждого персонажа, каждого героя, создания коллективного хора, в котором голос автора не является доминирующим.
Одним из ярко выраженных полифоничных романом викторианской эпохи выступает выдающееся произведение У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», которое стало одним из культурно значимых дискурсов мировой литературы. Роман носит эпический характер, отображая различные аспекты жизни английского общества первой трети XIX столетия, поднимая наиболее актуальные проблемы современности. На страницах романа поднимаются проблемы социального неравенства, взаимоотношений мужчины и женщины, экзистенциального смысла жизни, добродетели и порока.
Сам автор указал на отсутствие главного героя, вокруг которого будет организовано разворачивание сюжетной линии, каждый из персонажей обладает собственным голосом, а голос автора лишь дополняет общий хор.
В тексте художественного произведения пересекаются многочисленные сюжетные линии, жизненные пути персонажей, возникают многочисленные образы, воплощающие различные идеи, однако, в наиболее общем виде основу его составляют события из жизни Ребекки Шарп и Эмилии Седли. Эти контрастные характеры, контрастные судьбы двух женщин дают многосторонний материал для размышлений, нравственных суждений и выводов.
Каждый персонаж в романном пространстве наделен собственным голосом, полифоничность образов достигается органическим синтезом эксплицитных авторских характеристик, прологов, обращений с характеристиками, данными самими персонажами. Таким образом, суммируя авторское видение, оценивание другими героями, а также собственный накопленный опыт читатель формирует собственное видение каждого из персонажей, осуществляет собственную интерпретацию каждого события в романном пространстве, его значимости для дальнейшего развития каждого отдельного образа, сюжетной линии.
Отсутствие авторского доминирования обеспечивает возможности бесчисленного множества интерпретаций, углубляя каждый образ, создавая собственный надтекст в процессе декодирования подтекста, заложенного автором, устанавливая полилогическое взаимодействие между автором-героем-читателем.
Моделирование полифоничного дискурса требует от автора учета целой системы композиционных приемов, соответствующего вербального оформления, позволяющего представить в сознании потенциального реципиента посредством познания героя художественный замысел автора. Одним из ярких композиционных приемов У. Теккерея в анализируемом произведении выступает номинация романа – «Роман без героя», которая осуществляет функцию первичного информирования потенциального читателя относительно содержания произведения, отсутствия главного героя, вокруг которого будет осуществляться развертывание сюжетной линии. Кроме того, У. Теккерей осуществляет тщательный отбор лексических, синтаксических, стилистических приемов диалогизации текста.
Целью исследования выступает изучение способов моделирования многоголосия, полифоничности романного пространства «Ярмарки тщеславия».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!