взаимосвязь уровня саморегуляции личности и успешности выполнения когнитивных задач | Пример курсовой работы

взаимосвязь уровня саморегуляции личности и успешности выполнения когнитивных задач

Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование и эмпирическое изучение саморегуляции как формы реализации интелектуально-личностного потенциала субъекта деятельности в связи с успешным выполнением когнитивных задач.

Г. С. Никифоров под психической саморегуляцией понимает «… сознательные воздействия человека на присущие ей психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую ею деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования)».
В работах, посвященных саморегуляции, используются и другие интерпретации этого понятия. Так, Г. Мэтью и соавторы понимают саморегуляцию как «… универсальное обобщающее понятие для набора процессов и поведения, которые поддерживают достижение личностных целей в меняющихся условиях внешней среды». Согласно точке зрения А. А. Конопкина, В. И. Моросанова и А. К. Осницкого, саморегуляция представляет из себя процессы инициации и выдвижение субъектом целей активности, а также управление достижением этих целей.
Процессы саморегуляции рассматриваются этими авторами как внутренняя целенаправленная активность человека, реализуемой за счет системной участия самых разных процессов, явлений и уровней психики. Предметом психологии саморегуляции являются интеграционные психические явления и процессы, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность ее индивидуальности и личности. Вместе с понятием «саморегуляция» некоторые авторы (например, К. Вогс употребляют как взаимозаменяемые понятия «самоконтроль». Но при этом саморегуляция рассматривается как более широкое понятие и связывается с ориентированным на цель поведением или обратными связями , а самоконтроль – с осознанным импульсивным контролем. Строго говоря, человек с так называемым развитым контролем за импульсом самом деле не управляет самым и пульсом, а скорее поведением, которая следовала из него.
Саморегуляция относится к изменению своих собственных реакций, внутренних состояний или поведения. Как правило, она принимает форму отвержения одной реакции или поведения и замены ее менее привычной, но желанной ответом или поведением.
Саморегуляция также включая способность сдержать удовлетворения желаний или потребностей. Выражаясь по-другому, «самость» не регулирует себя непосредственно, но управляет поведением, чувствами и мыслями, которые охватывают ее.
Саморегуляция – одна из главных функций управления (исполнительных функций) собственной активностью, Интенциональный аспектами поведения. С ее помощью такой аспект «самости», как агент или деятель осуществляет контроль над собственной средой (включая социальную среду), принимает решение, осуществляет выбор, а также регулирует себя.
Главными компонентами, которые необходимы для эффективной саморегуляции являются:
1) следования стандартам,
2) контроль себя и поведения,
3) изменения собственных реакций и поведения.
Подобно тому как целенаправленное поведение невозможно без цели, так же саморегуляция невозможна без стандарта, поскольку саморегуляция – попытка сделать все изменить поведение, чтобы соответствовать стандарту.
Стандарты – это понятие возможных, желательных состояний. Они включают идеалы, ожидания, цели, ценности, сравнения. Е. Хиггинс с коллегами распределяет стандарты на идеальные и соответствующие. Идеалы формируют основу положительных стремлений в направлении пути к тому, как хотелось бы, чтобы было. Надлежащие стандарты коренятся в понимании того, что хотелось бы, но чего надо избегать.
Различные виды эмоций связанны с различными видами несоответствий. Сбой в соответствии надлежащим стандартам ведет к высоко интенсивным эмоциям, таким как тревога, беспокойство, а неудача саморегуляции при стремлении к идеальным стандартам вызывает низко интенсивные эмоции такие, как печаль, растерянность. То есть, оба типа неудачи саморегуляции вызывают негативные эмоции.
Несмотря на важность понимания роли стандартов в саморегуляции поведения, необходимо учитывать мотивацию, внутреннее желание человека следовать стандарты или отвергать их. В исследовании идеальных и надлежащих стандартов были обнаружены различные мотивационные ориентации. Установлено, что люди, которые сосредоточены на достижении идеальных стандартов, используют стратегии приближения. Люди с преобладанием должного в основном мотивированы на достижение желаемого, но безопасным путем. Они используют стратегию избегания (достичь надлежащего и обеспечить безопасность). Соответствие мотивации задаче приводит к улучшению саморегуляции. Однако роль эмоций не сводится к реакции на то, существует несоответствие или нет.
Как показали Ч. Карвер и М. Шейер, эмоции также реагируют на ход продвижения к цели или стандарта. Эмоция может быть положительной задолго до того, как будет достигнута цель, просто потому, что личность чувствует, что делает удовлетворительные успехи. И, наоборот, если ход процесса достижения цели отстает от предусмотренного расписанием, то негативные эмоции «информируют» о рассогласования.
Итак, можно сделать вывод о том, что познание и эмоции тесно переплетены в процессах саморегуляции. Другой важной исполнительной функцией является осуществление взвешенного выбора из числа множества возможных вариантов. Выбор на основе рационального анализа – это особенность человеческого выбора, который отличает людей от наиболее высокоразвитых животных.
Рациональность, однако, предполагает добрую волю. Как указал Дж. Сьорль, Рациональный анализ бесполезен без доброй воли: логика не имеет смысла, когда человек не в состоянии сделать что-то лучше. Таким образом, самоорганизация, самодетерминация (произвольность по организации собственного поведения, свобода выбора и действия) составляют неотъемлемую часть сам.
Хорошо функционирующая саморегуляция позволяет людям управлять своим поведением так, чтобы соответствовать правилам, планам, обязательствам, идеалам и другим стандартам. В случае его нарушения у людей возникает много проблем и неурядиц. Следовательно, возможность изменять поведение, чтобы максимизировать ситуативные выигрыши, достигать долгосрочного предпочтения, отвечая значимым стандартам является высоко адаптивной свойством саморегуляции человека.
Курсовая работа посвящена тематике взаимосвязь уровня саморегуляции личности и успешности выполнения когнитивных задач. Целью исследования является установление зависимости между описанными конструктами.
В исследовании осуществлено теоретико-методологическое обоснование и эмпирическое изучение феномена саморегуляции субъекта деятельности как формы реализации его интеллектуально-личностного потенциала; исследованы его взаимосвязи с успешностью выполнения когнитивных задач. Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. На основе положений субъектно-деятельностного и системно-субъектного подходов обоснована концепция саморегуляции субъекта деятельности (профессиональной и учебной), согласно которой она рассматривается как процесс, основанный на интеллектуально-личностных возможностях индивидуальности, интегрированных субъектов объектом для обеспечения целенаправленности и успешности деятельности.
2. Интеллектуальными составляющими потенциала: общие интеллектуальные способности, поленезависимость, рефлективность, гибкость когнитивного контроля. Личностными – автономная каузальность, толерантность к неопределенности, самоэффективность, ориентация на действие в случае неуспеха и при реализации запланированного, жизнестойкость, оптимистичный атрибутивный стиль. Структурная модель, построенная на основе этих показателей позволяет получить интегральную оценку интеллектуально-личностного потенциала субъекта деятельности.
3. Переменные, образующие интеллектуально-личностный потенциал, являются неспецифическими психологическими регуляторами, присущие субъекту деятельности в отношении трех проблемных контекстов – ситуаций неопределенности, достижения, давления. Установлено инвариантность структурной организации этих переменных у субъектов различных видов деятельности и функций саморегуляции в трех указанных контекстах: понимание ситуации, самоопределение, реализации намерения и устойчивости относительно неблагоприятных обстоятельств. Инвариантность структуры проявляется, прежде всего, в стабильности индексов соответствия эмпирических данных концептуальной модели и оценок параметров модели.
Таким образом, поставленная цель достигнута через выполненные задачи. Гипотеза подтверждена. Между саморегуляцией личности и успешностью выполнения когнитивных задач существует прямая связь.
Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование и эмпирическое изучение саморегуляции как формы реализации интелектуально-личностного потенциала субъекта деятельности в связи с успешным выполнением когнитивных задач.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!