Взаимосвязь самооценки обучающихся и их академической успеваемости»

Цели и задачи

цель нашего исследования: рассмотреть особенности преемственности и определить педагогические средства ее реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОУ и школы в современных условиях.

Введение и актуальность


Необходимо различать общую и специальную готовность к обучению ребенка в школе. Сущность специальной готовности предполагает наличие у него знаний, умений и представлений, составляющих основу изучения школьных учебных предметов, к примеру, математика и родной язык. Общая готовность обосновывается его психическим и физическим развитием [27, с. 838].
Особо значимо формирование у дошкольников познавательных интересов и любознательности. Это основа для развития у детей в школе различных учебных интересов.
При поступлении ребенка в школу коренным образом меняются условия его жизни. Преобладающим видом деятельности теперь становится учение. Известно, что учебная деятельность начинается не только при поступлении в школу, многие дети получают дошкольное образование в специальных частных учреждениях или детских садах. Однако, в рамках дошкольных образовательных учреждений учебная деятельность отличается своей второстепенной ролью, ведь ведущей формой деятельности ребенка в этом возрасте является игра. В школьной же деятельности от ребенка требуется осознание и соблюдение им норм поведения во время процесса обучения [7,  c. 12].
Важным аспектом адаптации является установление и поддержание отношений с педагогами и сверстниками. Это характеризует степень развития навыков общения ребенка с другими людьми. При поступлении в школу ребенок должен быть готов к обучению. Легче в адаптации к школьной жизни бывает детям окончившим детские сады или дошкольные учреждения. Они имеют достаточно развитую речь, соблюдают нормы поведения в коллективе в процессе обучения. Детям, не посещавшим дошкольные учреждения, намного сложнее, чем первым. Они не имеют достаточного опыта взаимодействия как со своими сверстниками, так и с людьми старше себя [6, c. 10].
Дети, особенно, если они выросли в семье одни, обладают низким уровнем эмпатии, коммуникативных навыков, эгоистической личностной позицией. Это способствует дезадаптации ребенка. Дезадаптация – это процесс обратный адаптации, приводящий к нарушению взаимоотношений с окружающей средой, проблемам в обучении, моральному отчуждению [17,  c.  67].
В период адаптации ребенка к школьной жизни важную роль играют не только родители, но и учителя. Учитель должен выполнять функции не только обучения, но также и воспитания. Особенно это касается учителей начальных классов, которые формируют базу учебных и духовно- нравственных знаний. Несомненно, учитель это авторитет для детей. Он должен заинтересовать их, вовлечь непосредственно в коллективную работу, найти к каждому ребенку свой индивидуальный подход. Помочь скованному, робкому ребенку влиться в школьный коллектив, объяснить ему какие нормы поведения нужно соблюдать, чтобы получить признание со стороны его сверстников и учителей. Большую роль в этом процессе играет применение в учебно-воспитательном процессе школы современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие комуникатинвных навыков, рефлексии [18, c. 128].
Адаптация к школе это стрессовый период в жизни ребенка. Ведь познание нового, как у детей, так и у взрослых вызывает стресс. У некоторых детей в период адаптации появляются заметные ухудшения в здоровье [11, c. 19]. Они теряют аппетит, становятся раздражительными, капризными, ухудшается сон и на фоне этого может появиться сомнамбулизм (лунатизм). Конечно, не у всех детей так протекает адаптация, но у некоторых она может затянуться на достаточно долгое время. Эти дети очень быстро переутомляются, так как школа является для них стрессогенным фактором. Можно говорить об удачной адаптации ребенка, когда ребенок не испытывает негатива от посещения школы, он весел, спокоен, легко находит общий язык с одноклассниками, преуспевает в учебе, с легкостью и охотой делает уроки, с любовью отзывается об учителях[12, c. 30].
Таким образом, начало школьной жизни – это переход к новому основополагающему этапу в жизни ребенка. Как учителя, так и родители должны помочь ребенку справится с этим нелегким для него испытанием. В первую очередь родители должны находиться рядом с детьми, уделять им должное внимание, хвалить за успехи и поддерживать в неудачах, чтобы помочь ребенку поверить в себя и справиться со встретившимися трудностями. Для ребенка это самая важная ступень его взросления и забота, любовь и поддержка родителей и учителей в этот период ему необходима.

Заключение и вывод


Проблема трудностей школьного обучения достаточно долгое время находится в центре внимания исследователей и предполагает множество различных подходов. С развитием гуманистической концепции образования, внимание исследователей привлекает изучение особенностей личности учащихся с трудностями обучения, как проявившимся на начальном этапе образования, так и возникшим в процессе обучения как результат неуспеваемости. Особый интерес вызывает изучения влияния особенностей процесса учебной деятельности и его влияния на характер неуспеваемости и личностные характеристики.
При этом показатели самооценки являются одним из наиболее спорных показателей при исследовании. В различных научных работах представлены несовпадающие точки зрения на проблему взаимосвязи и ее качественных и количественных характеристик с трудностями обучения.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что в основе всестороннего развития личности лежит самооценка, определяющая активность человека, его отношение к людям, к самому себе. Самооценка выступает в качестве важнейшего фактора формирования личности.
Согласно Л. И. Божович, самооценка представляет собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности; является социальным образованием, функционирующим как компонент самосознания и участвующим в саморегуляции.
На основе проанализированной литературы, с целью подтверждения теоретических положений, было организовано практическое исследование взаимосвязи самооценки и академической успеваемости детей подросткового возраста. Данное исследование проводилось при участии 6 «А» и 6 «Б» классов в количестве 48 человек в возрасте 12-13 лет.
Целью практического исследования стало определение особенностей взаимосвязи самооценки и академической успеваемости подростков.
В исследовании были использованы следующие методики: Методика Т. Дембо-С. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения и тест «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С. А. Будасси).
Проведенное практическое исследование показало, что уровень самооценки подростков с высокой академической успеваемостью выше, чем у менее успешных обучающихся. Соответственно, можно предположить, что более высокий показатель самооценки позволяет подросткам добиваться положительных результатов в учебной деятельности и успешно справляться с образовательной программой. Вместе с тем, академическая успеваемость подростков создает условия для повышения их самооценки, возникновению веры в себя и свои способности. И напротив – низкий уровень самооценки обучающихся взаимосвязан с недостаточной успешностью в учебе, выступая как ее предиктором, так и ее возможным следствием.
Поскольку уровень притязаний является проявлением самооценки в действии личности, нам представляется важным анализ данных, полученных по этому параметру. Полученные результаты по шкале «Уровень притязаний» позволяют обозначить наличие достоверно значимых различий между группами подростков с высокой и низкой успеваемостью. Эти результаты дают основание для вывода о том, что обучающиеся, которые успешно осваивают образовательную программу, отличаются уверенностью, ставят перед собой достаточно сложные цели, считают себя способными к их достижению и проявляют настойчивость в решении поставленных задач. Это является одним из условий большей продуктивности и результативности их учебной деятельности.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза доказана.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ