Взаимосвязь развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе | Пример курсовой работы

Взаимосвязь развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе

Целью данной курсовой работы является анализ взаимосвязи развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе.

Различные трудности подросткового возраста нередко связаны с повышенной возбудимостью школьников, с аффективностью, с острой реакцией на те или иные обиды, с повышенным уровнем критичности по отношению к взрослым, поскольку во многих случаях последние либо игнорируют попытки (не всегда понятные и соответствующие условным стандартам) ребёнка проявить самостоятельность, либо даже вступают с ним в неоправданный конфликт. В результате актуализации подобной тактики поведения во взаимоотношениях разных поколений (как минимум, двух, если туда же не вмешиваются дедушки, бабушки, дяди, тёти и т.д.) проявляются разрывы, нарастает недопонимание или даже уровень скрытой агрессии; у подростка, чьей точкой зрения и принципами мало интересуются и ещё меньше учитывают, вполне закономерно возникает чувство протеста против таковой несправедливости [28].
«Отстаивая свою независимость, подросток желает решать сам, что ему нужно, а что – нет, и старается отвергать предъявленные ему требования со стороны взрослых (особенно если таковые предлагаются без вразумительной аргументации и настаивают на необходимости слепого доверия к некой традиции)» [28]. С другой стороны, было бы крайне неправомерным отрицать проявление в подростковом возрасте и множества положительных фактов: именно в этот период жизни быстро возрастает уровень самостоятельности ребёнка, более вариативными, содержательными и осмысленными становятся его взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, в значительной степени расширяется сфера видов его деятельности и т.д. Одним из наиболее принципиальных признаков является тот, который констатирует выход ребёнка на качественно новые социальные позиции, в которых оформляется его более-менее сознательное отношение к себе как члену определённого общества (по государственным, этническим, конфессиональным и прочим признакам).
Выделяя психические новообразования рассматриваемого нами возрастного периода, профессиональный психолог способен сделать прогноз возникновения трудностей, нередко сопутствующих их становлению [25]:
1) интенсивное формирование характера, приводящее в случае нарушений к акцентуациям характера личности;
2) интимно-личностное общение, приобретающее роль ведущего типа деятельности и вызывающее реакции группирования;
3) критическое мышление, проявляющееся в негативизме и реакции отказа от внешних воздействий взрослых;
4) любознательность и жажда проверки себя, в случае крайней выраженности проявляющиеся в побегах из дома, бродяжничестве, а также многих других формах девиантного и даже делинквентного поведения;
5) повышенная эмоциональность, выражающаяся в аффективном поведении, агрессивности, острой чувствительности к своим неудачам или острой зависти к чужим успехам;
6) потребность в активности и социально значимой деятельности, выражающаяся в реакциях компенсации и гиперкомпенсации;
7) потребность в самоутверждении, выражающаяся в крайних случаях в патологических увлечениях и хобби-реакциях (нередко популяризируемое понятие «субкультуры» оказывается на руку только коммерческим дельцам, но отнюдь не самим подросткам);
8) усиленное развитие самосознания, формирование различных видов самооценки (в случаях неправильного выбора таковых это ведёт к нарушениям психики и нравственной незрелости личности);
9) чувство взрослости, проявляющееся в реакции эмансипации [25].
Подростковый период в жизни каждого человека наполнен целым рядом социально-психологических феноменов, многие из которых детерминированы конкретными культурно-историческими условиями и обстоятельствами развития конкретного общества. С одной стороны, отрочество отличается выработкой стабилизационных механизмов применительно к сущности основных характеристик личностного развития (к примеру, это касается эволюции самосознания); с другой стороны, достаточно бурные изменения в социально-экономической сфере отечественного общества обусловливают немаловажные качественные различия применительно к процессам генезиса и формирования сознания, обновления самосознания, личностного становления растущих (в психофизиологическом, морально-нравственном и интеллектуальном планах) людей [28].
Таким образом, в подростковом возрасте каждый полноценный ребёнок начинает осознавать свою уникальность и вдумываться в содержание спектра тех особенностей, которыми он объективно обладает; в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. С течением времени у подростка формируется и эволюционирует собственная Я-концепция, которая в немалой степени способствует дальнейшему, осознанному или бессознательному, моделированию и актуализации поведения молодого человека.

Юность – один из важнейших возрастных периодов становления личности человека. Время, когда юноша или девушка начинает более осознано понимать свои желания, потребности, способности, возможности, свое отношение к окружающему миру и к себе, а также понимать какое место он занимает в системе межличностных отношений. Этот процесс осознания себя в мире межличностного общения всегда эмоционально окрашен и основывается на системе симпатии – антипатии (нравится или нет).
Человек не может существовать вне социального мира, без общения с другими людьми. Он все время переходит из одной малой группы в другую, или занимает какое – то место в большой группе людей. На то, как юношу или девушку будут воспринимать другие люди и какое он место займет в системе межличностных отношений (то есть каким будет его социометрический статус), влияют разные факторы: индивидуальные физиологические особенности и личностные качества, умственные способности, социальный статус, отношение к нему взрослых из ближайшего окружения.
Школа имеет непосредственное влияние на процесс формирования личности каждого ребенка. Поэтому современный грамотный педагог должен не только способствовать хорошей успеваемости у детей, но и быть внимательным и чутким человеком с высоким уровнем эмоционального интеллекта, чтобы иметь возможность влиять на процесс благополучной социализации детей в такой малой группе, как класс. Ведь, комплексное описание развития эмоционального интеллекта у учащихся 10-11 классов, находящихся на разных уровнях социметрического статуса, дает возможность с большей эффективностью использовать индивидуальный подход как в психокоррекционной работе, так и в педагогической деятельности. Переход с одного уровня социометрического статуса на другой может быть осуществлен через целенаправленную организацию социально-психологического воздействия на определенные характеристики личности учащегося.
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования, мы выдвинули гипотезу о взаимосвязи развития эмоционального интеллекта у учащихся 10-11 классов и их социометрическим статусом. Исследование проводилось в 10 «Г» и 11 «В» классах, МОУ СОШ №1, г. Москва. В исследовании приняло участие 35 человек (16 человек -10 «Г», 19 человек – 11 «В» класс).
Нами были подобраны для контрольного эксперимента методика Н.Холла с целью определения уровня эмоционального интеллекта у учащихся 10 и 11 класса, а также методика М. Битяновой. Социометрический метод. Чтобы определить социометрический статус каждого испытуемого.
Результаты эксперименты показали, что у большинства учащихся 10 «Г» и 11 «В» классов низкий уровень развития интегративного эмоционального интеллекта. И большинство учащихся этих двух классов находятся в неблагоприятном положении, ведь результаты исследования по методике М. Битяновой, показали, что III группу (С3 – «непопулярных») в 10 «Г» классе составляют 52% от всех учащихся, а в 11»В» – 56%.
С целью статистического изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и социометрического статуса мы применили коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа показали, что r (коэффициент корреляции рангов)= 0,819,что является показателем высокой тесноты связи между социометрическим статусом и эмоциональным интеллектом учащихся 10 «Г» и 11 «В» классов. А значит, подтвердилась гипотеза нашего исследования о том, уровень развития эмоционального интеллекта взаимосвязан с социометрическим статусом старшеклассников.
Целью данной курсовой работы является анализ взаимосвязи развития эмоциональной сферы подростка и его социального статуса в группе.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!