Взаимодействие ДОО и семьи в формировании культуры поведения у детей дошкольного возраста | Пример курсовой работы

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании культуры поведения у детей дошкольного возраста

цель курсовой работы: определить особенности воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

В настоящее время в практике детского сада имеется большой арсенал всевозможных методов и форм педагогического просвещения родителей. Наиболее предпочтительно использовать интерактивные формы взаимодействия с семьями воспитанников: дни открытых дверей, конференции родителей, интерактивные консультации, skype – сопровождение, деловые игры с участием педагогов и родителей и многое другое, работа тематической группы в социальных сетях.
При выборе форм взаимодействия с семьями воспитанников важно помнить, что они должны совершенствовать практические воспитательные навыки родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.), не забывать об актуальности затрагиваемых вопросов воспитания. Например, в группах раннего возраста актуальны вопросы адаптации ребенка к детскому саду и роли семьи в подготовке детей к вхождению в новые условия жизни, в средней группе уместно рассматривать совместно с родителями проблему формирования у детей познавательных интересов, трудолюбия, в старших группах для родителей немаловажен вопрос обучения детей, воспитания у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и так далее.
Как выстроить систему взаимодействия с семьей по воспитанию у детей 4-5 лет культуры поведения? Какие выбрать интерактивные формы взаимодействия с семьями воспитанников? Отвечая на эти вопросы, был разработан план мероприятий с семьями воспитанников, который предусматривал следующие формы взаимодействия:
-родительское собрание «Роль семьи в привитии навыков общения»;
-интерактивные консультации «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Мое генеалогическое древо»;
-анкетирование «Культура поведения нашей семьи»;
-круглый стол «Если с другом вышел в путь..
-День открытых дверей;
-выпуск газет «Наши семейные традиции», «Опыт семейного воспитания»;
-совместную детско-взрослую проектную деятельность «Моя семья»;
-создание мини-библиотечек;
-конкурс плакатов;
-информационные стенды «Мальчики и девочки – такие похожие и непохожие»;
-Sкуре – сопровождение «Спрашивайте – отвечаем»;
-создание страничек группы в социальных сетях «Повседневная жизнь группы».
Sкуре – сопровождение и создание страничек группы в социальных сетях – инновационные формы работы с родителями дошкольников с применением современных компьютерных средств.
Очень помогает общение по Skype не только по обучающим вопросам, но и по вопросам поведения детей в детском саду друг с другом, этическим моментам.
Общение с родителями по Skype в непринуждённой беседе, без присутствия посторонних людей и благодаря уютной домашней обстановке в удобное для них время, позволяет педагогу лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей дошкольника, легче по¬мочь ему преодолеть негативные поступки и проявления в поведении, которые часто встречаются у детей дошкольного возраста.
Социальные сети являются важной формой организации интернет-общения что позволяет проводить широчайший охват родителей воспитанников, оповещать их о предстоящих мероприятиях, занятиях, а также давать подробные фото и видеоотчёты о них.
Проводя пропаганду среди родителей по вопросам воспитания, эффективно использовать сочетание различных видов наглядности (материалы стендов, тематические выставки), которые доступно и убедительно дают родителям нужную педагогическую информацию.
Для формирования культуры поведения в работе с детьми дошкольного возраста используются следующие методы:
этические беседы, цель которых помочь детям в систематизации представлений о нормах поведения, которыми они уже овладели.
В беседе с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Наводящие вопросы дают возможность ребятам высказаться, принять решение исходя из своего личного опыта [5, c.8]. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых. Примерные темы бесед: «Отнять или попросить», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Дружба» и т.д.
– чтение и анализ художественных произведений. Чтение художественной литературы является незаменим материалом в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности необходимо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, по сюжетам сказок или рассказов ребята выполняют творческие работы, из которых потом организуется выставка [5, c.9].
Художественное слово побуждает ребёнка действовать вместе с персонажами, сравнивать свои поступки с их поступками, делать моральный выбор.
– Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому всю работу необходимо проводить в игровой форме. При организации игр нужно обращать внимание детей на эмоциональные переживания персонажей, способствовать тому, чтобы они верно передавали характер этих переживаний, добиваться того, чтобы они разыгрывали как привлекательные, так и непривлекательные роли, не оставлять без внимания их конфликты в игре, учить считаться с интересами, желаниями сверстников [5, c.12].
Не менее важна роль игры в формировании моральных привычек ребенка-дошкольника. Моральные представления ребенок получает не в игре, а из непосредственного общения со взрослыми. Воспитывающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) уже очень рано указывают ему ряд норм поведения и требуют их выполнения.
Ребенок в процессе игры, занятий ориентируется на невербальные средства педагога (улыбка, кивание или покачивание головой воспитателем, контакт взглядом, мимикой). Все эти наблюдения детей оказывают влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Таким образом, грамотное педагогическое руководство процессом формирования культуры поведения у детей 4-5 лет включает тесное сотрудничество с семьями воспитанников и коллективом детей в целом.
Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами.
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т.д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представление о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребенка со сверстником, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Педагоги и родители ставят перед собой единую цель – вырастить полноценного и развитого ребенка. Для этого необходимо единство педагогических требований между общественным и семейным воспитанием. Формы и методы работы детского сада родителями разнообразны: живое слово, наглядные иллюстрации, демонстрация воспитательской работы, привлечение родителей к активному участию детского сада, посещение семьи, индивидуальные беседы и мн. др.
Поэтому очень важно, чтобы родители шли на контакт с ДОУ, не боялись спросить совета и попросить помощи у воспитателя по воспитанию.
Был разработан комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста. И спустя шесть месяцев была проведена повторная диагностика, которая показала, что уровень сформированности навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста гораздо повысился, по сравнению с результатами опытно поисковой работы. Это говорит об эффективности представленного комплекса.
В формировании навыков культурного поведения дошкольника активное участие должны принимать как семья, так и воспитатели и педагоги. В первую очередь, они должны активно взаимодействовать, как правило, только слаженная работа дает хорошие результаты. Педагог должен правильно направить родителей на работу с ребенком, должен помогать родителям, давать какие-то советы. В свою очередь, родители должны прислушиваться к педагогу, ко всем его советам, выполнять с ребенком все предложенные педагогом задания, способствующие развитию культурного поведения. Педагог, родители и все члены семьи также должны соблюдать правила речевого этикета, должны общаться культурно и вежливо, их речь должна быть правильной и грамотной, ведь для ребенка речь взрослого – главный пример для подражания. Только так можно добиться успеха в разрешении данной проблемы, и только так дошкольник старшего возраста в полной степени овладеет навыками культурного поведения, тем самым повысит свой уровень готовности к обучению в школе.
Таким образом, мы выяснили, что взаимодействие дошкольного учреждения и семьи обязательно и важно в процессе формирования навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
цель курсовой работы: определить особенности воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!