выявление сходства и различия в государственном и общественном устройстве Спарты и Афин | Пример курсовой работы

выявление сходства и различия в государственном и общественном устройстве Спарты и Афин

Целью курсовой работы является выявление сходства и различия в государственном и общественном устройстве Спарты и Афин.

В государственном устройстве Спарты доминировала рабовладельческая аристократия. В отличие от Афин, народное собрание не играло сколь-нибудь значимой роли в политической жизни страны. Оно созывалось крайне редко и только по усмотрению должностных лиц. В состав народного собрания входили только богатые и полноправные граждане, достигшие 30-летнего возраста.
Полисом правили два военных вождя (архагеты), которые фактически играли роль жрецов и царей. Их власть, в отличие от власти родоплеменных вождей, приобрела наследственный характер, что, однако, не прибавляло ей авторитета и устойчивости. Архагеты могли отстраняться от должности каждые 8 лет и даже предавать суду.
Власть архагетов ограничивалась герусией (парламентом, как сказали бы сегодня). В её состав входило 28 избранных на пожизненный срок народным собранием геронтов (старейшин). На наиболее ранних этапах совет старейшин рассматривал вопросы, обсуждавшиеся членами народного собрания, и мог влиять на них. С течение времени полномочия совета старейшин расширились: они получили право налагать вето на решения, которые принимались народным собранием. Старейшины имели право участвовать в переговорах с другими странами, рассматривать уголовные дела в сфере государственных преступлений.
Большую роль в управлении делами полиса играла коллегия Эфоров. Эфорами становились обычные граждане, так как для этого не требовалась ни богатства, ни особого опыта. Данный политический институт возник в процессе ожесточённой борьбы между родовой знатью и племенными вождями. Получая львиную долю военной добычи и право угнетать свободных общинников, знать, хотела лишить вождей их права на пожизненную власть, приведя во власть избираемых на определённый срок представителями от самой знати.
Положение эфоров достигло большого статуса к серединк VI в. до н.э. Именно тогда они сумели подчинить себе архагетов. Впоследствии эфоры получили эксклюзивную возможность направлять деятельность народного собрания и одновременно контролировать совет старейшин. Как и совет старейшин, эфоры обладали правом на отмену или запрет на принятие народным собранием того или иного решения.
С течением времени значимость этого политического института ещё больше возросла, и к эфорам перешло руководство международными делами Спарты наряду с правом влиять на внутриполитическую жизнь страны. При этом, что примечательно, деятельность самих эфоров практически никем не контролировалась и не оспаривалась. Они были подотчётны лишь своим преемникам. Бесконтрольность и безнаказанность неправомерных действий эфоров, помноженные на отсутствие какой-либо возможности привлечения их к суду, породили целую цепь злоупотребления властью, и ознаменовали собой кризис политической системы Спарты в целом.
Таким образом, можно придти к следующим выводам:
– государственный строй Спарты претерпел трансформацию из племенной демократии в государственную структуру;
– рабовладельческая аристократия доминировала в государственном устройстве Спарты, а народное собрание не играло сколь-нибудь значимой роли в политической жизни страны;
– полисом правили два военных вождя (архагеты), которые фактически играли роль жрецов и царей, и их власть, в отличие от власти родоплеменных вождей, приобрела наследственный характер;
– архагеты могли отстраняться от должности каждые 8 лет и даже предавать суду;
– власть архагетов ограничивалась герусией (парламентом, как сказали бы сегодня), в её состав входило 28 избранных на пожизненный срок народным собранием геронтов (старейшин);
– большую роль в управлении делами полиса играла коллегия Эфоров. Эфорами становились обычные граждане, так как для этого не требовалась ни богатства, ни особого опыта.

  В заключение своего исследования я могу сделать следующие выводы:
1. Спарта и Афины — два главных полиса в Др.Греции, сыгравших существенную роль в развитии древнегреческой цивилизации. Оба полиса были расположены очень близко в географическом отношении и люди, жившие в них, говорили на одном языке. Во всём остальном они были совершенно разными.
2. Если Афины являлись торговым городом, то Спарта больше напоминала военный лагерь, жители которого были преданы военному делу. Если жители Афин так любили сидеть на солнце, читать стихи и слушать мудрые слова философа, то Спартанцы не оставили после себя литературного наследия. Зато они хорошо знали, как нужно сражаться, принося все человеческие эмоции в жертву своему военному ремеслу.
3. Спарта была в основном аграрной страной в силу её внутреннего положения. Наиболее важным сектором экономики был импорт металлов. Афинская же экономика была напрямую связана с торговлей. Афины стали передовой торговой державой Средиземноморья в 5 в. до н.э.
4. Семейные узы в Афинах были сильнее. Юридически женщины были иждивенцами своих мужей или их отца. Они не могли владеть никакой собственности, кроме семьи. В Спарте, женщины имели права. В Спарте женщины были сильнее физически, участвовали в состязаниях, олимпийских играх. В Афинах женщины делали работу по дому, ткали или готовили пищу, а в Спарте женщины были свободны от всех дел.
5. Спартанская жизнь была простой. Упор делался на послушании и военном деле. Рабство это сделало возможным за счёт освобождения молодых людей от бытовых и производственных обязанностей, позволяя сосредоточиться на своих военных навыках. Молодые мальчики учились быть воинами; молодые девушки обучались быть матерями воинов. Их контакт в внешним миром был минимальным
6. По сравнению с простым образом жизни спартанцев, в Афинах жизнь людей была полна многообразия. У афинян был очень современный и открытый взгляд на вещи. Они любили музыку, литературу, театр, философию, политику, искусство и спорт. В отличие от Спарты, в Афинах мальчики получали хорошее образование, они могли заниматься любым из нескольких видов искусств или наук. Они могли служить в армии или на флоте, но не были обязаны этого делать.
7. В отличие от Спарты, в Афинах понятие гражданства было развито основательно. Термином «гражданин» обозначалась личность, с присущими её неотъемлемыми правами. Афиняне дорожили своими гражданскими правами и привилегиями. Афинским гражданином становился лишь тот, чьи отец и мать являлись афинянами. С 18 лет молодых людей заносили в списки граждан, и они приобретали статус эфебов. В течение года эфебы проходили специальное обучение и воспитание.
7. Всё же Афины и Спарта имели общие черты, в частности, у них была схожая форма правления. Как Афины, так и Спарта имели собрание, члены которого избирались народом. Спарта находилась под властью двух царей, которые правили, пока они не умирали или по старости вынуждены были оставлять свой пост. В Афинах правили архонты, которые избирались один раз в году.
8. Афины и Спарту отличались и тем, как они уживались с остальными греками. Спарта старалась удержать то, что имела, поддерживая свою армию в постоянной боевой готовности. Афины, напротив, желали контролировать всё больше и больше земель вокруг них.
Целью курсовой работы является выявление сходства и различия в государственном и общественном устройстве Спарты и Афин.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

8 + 19 =