выявление проблем и определении направлений совершенствования контрольной деятельности Банка России в отношении некредитных финансовых организаций | Пример курсовой работы

выявление проблем и определении направлений совершенствования контрольной деятельности Банка России в отношении некредитных финансовых организаций

Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем и определении направлений совершенствования контрольной деятельности Банка России в отношении некредитных финансовых организаций.

Порядок регулирования страховой деятельности в Российской Федерации определен Федеральным законом от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», где изложены основные понятия в сфере страхования, закреплены условия обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний, а также сформулированы основные принципы надзора и контроля за деятельностью субъектов страхового рынка. Кроме того, регулирование Банком России страховых организаций осуществляется на основании таких документов, как:
Указание Банка России от 18.01.2016 №3935-У «О порядке осуществления Банком России мониторинга деятельности страховщиков»;
Положение Банка России от 22.12.2014 г. №447-П «О кураторах страховых организаций»;
Приказ Центрального банка Российской Федерации от 28.03.2016 г. №ОД-1054 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации субъектами страхового дела в Банке России»;
Указание Банка России от 13.09.2015 г. № 3795-У «О порядке проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений и порядке применения Банком России иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов» и др.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который закрепляет порядок создания фонда, его государственной регистрации и лицензирования деятельности; характеризует деятельность фонда, его имущество, органы управления фонда и контроля за деятельностью фонда, а также процедуру реорганизации и ликвидации и др. Регулирование Банком России деятельности негосударственных пенсионных фондов также осуществляется на основе следующих документов:
Инструкция Банка России от 29.06.2015 № 164-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов, о предоставлении или о переоформлении лицензии негосударственных пенсионных фондов, порядке ведения реестра лицензий негосударственных пенсионных фондов, порядке регистрации правил (изменений в правила) негосударственных пенсионных фондов»;
Указание Банка России от 23.04.2015 № 3627-У «Об условиях и порядке аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка» и др.
Основным документом, регламентирующим деятельность ломбардов, является Федеральный закон от 19.07.2007 г. №196-ФЗ «О ломбардах». Закон устанавливает общие правила функционирования ломбардов, правила кредитования, хранения вещей ломбардами, а также порядок реализации невостребованных вещей.
Правовые основы создания и деятельности кредитных кооперативов, а также порядок членства и управления кредитными кооперативами изложены в Федеральном законе от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Регулирование Банком России деятельности кредитных кооперативов осуществляется на основании следующих документов:
Указание Банка России от 28.12.2015 г. № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов»;
Указание Банка России от 24.09.2015 г. № 3805-У «О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов»;
Указание Банка России от 14.07.2014 г. №3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» и др.
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность иных некредитных финансовых организаций, представлена в Таблице 1 (см. Приложение 1).
Проведенный анализ финансового законодательства позволил выявить ряд проблем в сфере правового регулирования деятельности некредитных финансовых организаций (см. рис. 6)
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить стратегическую важность регулирования некредитных финансовых организаций, поскольку они обеспечивают потребности населения в дополнительных финансовых ресурсах, пенсионном обеспечении, страховании имущества и жизни и др. Поэтому эффективное функционирование данного сегмента финансового рынка будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию страны в целом.
В курсовой работе был проведен анализ теоретических и практических аспектов реализации Банком России функций по регулированию, контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, который позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, в современных нормативно-правовых актах и учебной литературе отсутствует унифицированное определение «некредитной финансовой организации». Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является следующее определение: некредитной финансовой организацией является финансовая организация, не являющаяся кредитной организацией, в отношении которой Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.
Во-вторых, среди экспертов до сих пор нет единого мнения по поводу необходимости и целесообразности функционирования в Российской Федерации финансового мегарегулятора, существуют разногласия и в вопросах его организационной модели.
В-третьих, главной характерной особенностью рынка некредитных финансовых организаций в России является стабильная тенденция к сокращению количества участников, наблюдаемая в течение последних двух лет.
Кроме того, к числу проблем в сфере регулирования некредитных финансовых организаций можно отнести несовершенство законодательной базы, высокий уровень недобросовестной (зачастую преступной) деятельности участников рынка, диспропорции в регулировании (слабое регулирование одних сегментов рынка и зарегулированность других) и др.
Для решения данных проблем в работе предложен ряд мероприятий по совершенствованию контрольных функций Банка России в отношении некредитных финансовых организаций. Все мероприятия распределены по направлениям зависимости от вида организации.
В отношении страховых организаций предлагается, например, создание отдельного реестра СТО, работающих в системе ОСАГО.
В сегменте микрофинансирования необходимо создать саморегулируемые организации на финансовом рынке, привести нормативные требования к деятельности микрофинансовых организаций в соответствие с международной практикой, обеспечить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансированию и др.
Для развития контрольной деятельности за ломбардами рекомендуется увеличить возможности фондирования ломбардов, стимулировать развитие социальных функций ломбардов, активизировать работу по объединению ломбардов в СРО, существенно поднять порог уведомления о лицах, владеющих акциями ломбардов и др.
В отношении негосударственных пенсионных фондов максимально оптимизировать систему пруденциального надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, рассмотреть возможность формирования саморегулируемых организаций и др.
Реализация предложенных мероприятий позволит совершенствовать контрольную деятельность Банка России, что, в свою очередь, будет способствовать развитию некредитных финансовых организаций и финансового рынка Российской Федерации в целом.
Таким образом, поставленную в курсовой работе цель можно считать достигнутой, задачи выполненными.
Цель курсовой работы состоит в выявлении проблем и определении направлений совершенствования контрольной деятельности Банка России в отношении некредитных финансовых организаций.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!