выявление особенностей учета внеоборотных активов на предприятии | Пример курсовой работы

выявление особенностей учета внеоборотных активов на предприятии

Целью настоящей работы является выявление особенностей учета внеоборотных активов на предприятии.

Подобные операции Минфин России традиционно рассматривал как притворные сделки с аннулированием их налоговых последствий, т.е. доначислением налога на имущество за весь срок фактической эксплуатации объекта. В частности, здесь можно привести выдержку из Письма Минфина России от 11.04.2007 № 03-05-06-01/30: «Если документы, подтверждающие создание и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, имеются, недвижимость используется в деятельности, а свидетельства о праве собственности нет, то организация обязана уплачивать налог на имущество, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов не может служить основанием для освобождения от налогообложения, ведь их оформление зависит только от волеизъявления организации». Таким образом, можно констатировать, что Минфин России выступает против затягивания ввода объекта в эксплуатацию.
В других случаях организации наоборот стремились максимально быстро сформировать стоимость объекта основных средств, ввести его в эксплуатацию, т.е. перевести его в бухгалтерском учете со счета 08 на счет 01, начать фактически эксплуатировать и уже в процессе эксплуатации достраивать объект, приводить его в состояние более пригодное для использования. Но все затраты, которые понесены уже после момента, как объект был переведен в бухгалтерском учете на счет 01, такие организации учитывают, как расходы, не включая их в первоначальную стоимость объекта [19, с.791]
В письме ФНС России от 10.07.2009 № 3-2-06/75 рассмотрена ситуация, когда компания использовала здание для производственных нужд и одновременно проводила в нем работы по реконструкции, увеличивающие его первоначальную стоимость. ФНС России указала, что начать амортизацию улучшений здания необходимо с месяца, в котором подписан акт о приемке-сдаче отремонтированного объекта. Минфин России считает аналогично с той лишь разницей, что начинать амортизировать такой объект исходя из измененной стоимости правильнее чуть позже – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором по документам работы по реконструкции и модернизации выполнены окончательно (письмо Минфина России от 17.08.2009 № 03-03-05/157).
С 2011 г. в связи с изменениями, внесенными в Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств приказом Минфина России № 186н, единый подход изложен не только в письмах, но и закреплен в этих Методических указаниях [14, с.137].
Наверное, подобные изменения следует оценить положительно, особенно в свете перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Ведь одним из принципов МСФО, который раскрывает содержание качественной характеристики отчетности «достоверность», является принцип приоритета экономического содержания над формой, который требует, чтобы операции отражались в зависимости от их реального экономического содержания независимо от юридического оформления. Естественно, что в случае с основными средствами имеет место именно такая ситуация, когда ориентироваться надо именно на факт начала использования объекта, а не на юридическое закрепление прав на объект за конкретным хозяйствующим субъектом.
До недавнего времени существовали определенные различия между бухгалтерским и налоговым учетом основных средств в этой области. В частности, вплоть до 31.12.2012 п. 11 ст. 258 НК РФ гласил, что «Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав». [20, с.127]
Таким образом, в налоговом учете был четко обозначен момент ввода в эксплуатацию объектов основных средств, права на которые организация должна была зарегистрировать. При этом выбора у организаций не было: момент принятия к учету был обозначен предельно конкретно: момент подачи документов на государственную регистрацию. Причем большие споры возникали не только в том случае, когда организация хотела ввести объекты в эксплуатацию ранее подачи документов на регистрацию, но и в прямо противоположной ситуации, когда, даже зарегистрировав права, организация не торопилась включать объекты в состав амортизационной группы: ведь в НК РФ было указано «с момента» (хотя, наверное, по тому смыслу, который закладывал законодатель в эту норму, более правильным было бы указать «не ранее момента…».
Однако с принятием Федерального закона от 29.11.2012 № 206-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым был внесен ряд изменений в НК РФ, в том числе в гл. 25 «Налог на прибыль», между бухгалтерским и налоговым учетом возникло долгожданное соответствие. Пункт 11 ст. 258 утратил силу, и теперь для целей определения момента ввода в эксплуатацию объектов в налоговом учете можно порекомендовать руководствоваться п. 4 ст. 259 НК РФ, который гласит, что «Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации». [18, с.619]
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время различия между финансовым и налоговым учетом в данном направлении практически отсутствуют.
Конечно, в случае, например, с автомобильным транспортом сделать это достаточно просто: как только начали выписываться путевые листы, то фактически это и означает, что объект начал использоваться. Следовательно, факт ввода в эксплуатацию можно будет подтвердить не только соответствующими документами по учету основных средств, например, актом ОС-1 (хотя теперь с 2013 г. организация может самостоятельно разработать первичный документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию), но и косвенным образом привлечением взаимосвязанных документов.
С другими же объектами (оборудованием, мебелью, да и объектами недвижимости) ситуация гораздо сложнее. В данном случае, все зависит от аккуратности работников бухгалтерской и других служб организации в оформлении документов. Тем не менее признаем очевидным, что последние изменения в законодательстве сделали процесс ввода объекта в эксплуатацию гораздо более прозрачным, а самое главное, простым, не зависящим от юридических формальностей. То есть можно ожидать, что на счете 01 будут учитываться именно те объекты, которые реально используются организацией, а на счете 08 – те, которые организация только намеревается использовать. [14, с.102]

Анализ структуры и динамики внеоборотных активов является первоначальным этапом политики управления операционными внеоборотными активами. Поскольку внеоборотные активы менее мобильны, по сравнению с оборотными, то финансовое управление ими является более сложной задачей финансового менеджмента.
Управление внеоборотными активами должно строиться на основании специфики их кругооборота. Поэтому среди этапов управления отдельно выделено формирование стабильных источников финансирования внеоборотных активов, поскольку отсутствие возможности обновлять основные средства рано или поздно приведет к большим издержкам в производстве, высокой себестоимости продукции, ухудшению результатов деятельности предприятия в целом и снижению конкурентоспособности.
Управление внеоборотными активами осуществляется практически в каждом функциональном подразделении организации. «Целью управления внеоборотными активами является определение форм и методов воздействия на эти активы предприятия в процессе осуществления различных финансовых операций, оптимизация их размера, повышение эффективности использования» [4, с. 204].
Поиск путей эффективного использования финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие, является прерогативой финансового менеджера. Необходимо определить, что для предприятия в данный момент необходимо более всего: обновление основных средств, увеличение объема внеоборотных активов или же снижение обязательств перед хозяйствующими субъектами. Поскольку существует множество разнообразных форм и видов внеоборотных активов, финансовое управление ими должно быть разделено по функциональному признаку и направлено на совершенствование использования того или иного вида в отдельности. На основании вышесказанного можно заключить, что внеоборотные активы – это важнейший фактор любого производства, который оказывает значительное влияние на конечные результаты деятельности предприятия.
Внеоборотные активы классифицируются по таким признакам, как: по характеру обслуживания отдельных направлений деятельности, по формам залогового обеспечения кредита, по основным функциональным видам, по характеру отражения износа, по характеру использования в финансово-хозяйственной деятельности, по характеру владения.
Кроме того следует отметить, что внеоборотные активы находятся в постоянном кругообороте, специфика которого заключается в переносе стоимости одних видов операционных внеоборотных активов на другие. На предприятии процесс управления внеоборотными активами должен осуществляться постоянно, дабы достичь наибольших конечных результатов деятельности.
Был рассмотрен период деятельности ОАО «АТП» с 2010 г. по 2015 г. При этом использовалась бухгалтерская и финансовая отчетность предприятия за рассматриваемый период.
Анализ тенденций изменения величины внеоборотных активов показал, что за рассматриваемый период величина внеоборотных активов имеет тенденцию к снижению. Наименьшее значение было достигнуто в 2015 г., величина внеоборотных активов составила 29603 тыс. руб.
При этом на протяжении 2011-2015 г. максимальное значение величины внеоборотных активов было достигнуто в 2013 г. – 40982 тыс. руб. При этом в период с 2011-2013 гг. наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению темпов роста внеоборотных активов. Начиная с 2013 г. и по настоящее время имеется тенденция к резкому сокращению величины внеоборотных активов
В составе внеоборотного капитала не произошло значительных изменений. Основные средства занимают подавляющую долю внеоборотных активов предприятия. За рассматриваемый период величина основных средств имеет тенденцию к снижению. Наименьшее значение было достигнуто в 2015 г., величина внеоборотных активов составила 28267 тыс. руб.
За рассматриваемый период в структуре оборотных активов произошли незначительные изменения. Доля транспортных средств и силовых машин и оборудования в структуре внеоборотных активов автотранспортного предприятия не изменилась. Их величина на протяжении рассматриваемого периода составила 36,0% и 21,0% соответственно. Высокая доля транспортных средств связана со спецификой деятельности компании в области перевозок. Незначительно изменилось соотношение по категориям Здания с 30,0% до 27,0% и Сооружения с 13% до 16,0%.
Динамика коэффициента роста внеоборотных активов до 2013 г. имела четкую тенденцию к увеличению, в 2013 году достигла своего максимального значения 1,22 и значение коэффициента начало снижаться, достигнув минимума в 2013 г. – 0,78, после чего пошел на рост. В период своего максимального значения в 2013 году значение коэффициента приблизилось к среднеотраслевому показателю за 2010-2015 г., равное 1,3.
В целом, анализ использования внеоборотных активов ОАО «АТП» показал, что менеджменту предприятия для повышения объема производства предстоит столкнуться с проблемой старения и выбытия основных средств. Поэтому уже сейчас необходимо готовиться к модернизации и вводу в строй новых объектов основных средств.
Благодаря разработанной программе по повышению эффективности использования внеоборотных активов компании удалось добиться положительной динамики в росте значений. Следовательно, наблюдается рост показателей эффективности использования основных фондов компании. По результатам разработанных мероприятий наблюдается рост степени обновления основных фондов компании, которое позволит ОАО «АТП» получить рост прибыли в прогнозных 2016-2017 гг.
Программа модернизации ОАО «АТП» включает в себя повышение технического состояния автопарка, обновление автопарка на 15-20,0% к концу 2016 года. Модернизация оборудования позволит увеличить пассажиропоток. Рост пассажиропотока влечет за собой увеличение выручки компании (объема реализованных услуг). Увеличение пассажиропотока на 15,0% Чем больше народа воспользуются услугами компании, тем большую выручку оно получит.
Увеличение числа наиболее популярных маршрутов повлечет за собой увеличение количества перевозимых граждан и, соответственно рост прибыли предприятия. Получение чистой прибыли планируется в размере не менее 350 тыс. руб.
Повышение технического состояния автопарка будет способствовать повышению качества оказываемых услуг и росту популярности перевозчика, что доказывает эффективность разработанной программы модернизации.
Целью настоящей работы является выявление особенностей учета внеоборотных активов на предприятии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!