выяснении психолого-педагогических условий, обеспечивающих положительную динамику развития навыков общения старших дошкольников в результате воздействия их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | Пример курсовой работы

выяснении психолого-педагогических условий, обеспечивающих положительную динамику развития навыков общения старших дошкольников в результате воздействия их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

Цель исследования заключается в выяснении психолого-педагогических условий, обеспечивающих положительную динамику развития навыков общения старших дошкольников в результате воздействия их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Главным требованием к партнеру перед принятием его в общую игру является обладание им игровыми навыками. Дети определяют свое отношение к сверстнику скорее эмоционально, чем рационально, оценивая поступки другого. Источником оценочных суждений, а в результате и оценочных отношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с целью уточнения правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми. Заметно выступают некоторые симпатии и антипатии.
Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольного возраста выступает эмоционально-практическая модель. Основные поводы для общения друг с другом и со взрослыми возникают в процессе игры, занятий, выполнение бытовых обязанностей. Дети хотят привлечь к себе внимание, получить оценку себя. Заметна избирательность общения.
В среднем дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. В игровых объединениях начинают появляться общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Ребенок начинает учитывать интерес партнеров. Постепенно развивается умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехам и неудачам. Дети начинают осознавать эффективность совместно организованной деятельности.
На 5-м году сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной, строится на основе сотрудничества. Ребенок стремится привлечь к себе внимание. Ребенок в процессе общения оценивает себя и задумывается над тем, застенчивый он или назойливый, скромный или самоуверенный, сдержанный или нет.
Таким образом, можно сказать, что, позволяя ребенку все, что делают другие дети в его возрасте, взрослые дают ему возможность понять, как надо и как не следует вести себя в обществе людей.
Хотелось бы отметить, что уровень развития взаимодействия детей 3-5 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни.
В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятельная и независимая. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеет разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
Поведение и общение ребенка должно быть положительно направлено:
– он должен уметь хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения;
– владеть навыками всевозможных способов построения, поддержки и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному партнеру по общению (умение сопереживать в неудачах, радоваться за успех другого), умении согласовывать свои желания с мнением других участников;
– взаимодействия, умении аргументированно и спокойно доказать свою точку зрения, умении справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умении регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения.
Одной из главных задач дошкольного образования является формирование у воспитанников коммуникативной и социальной компетентности, иначе говоря – умений, которые дают детям возможность гармонично существовать в социуме. Поэтому в условиях дошкольного образовательного учреждения педагоги должны создать развивающее жизненное пространство, благоприятное для формирования социальной зрелости. В такой среде дети должны достичь уровня сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточного для добровольного, умелого и ответственного выполнения различных социальных ролей.
Очень важно эмоциональное развитие ребенка, поскольку от него будет зависеть то, как сложатся его отношения со сверстниками и взрослыми в будущем.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важной она является в первые семь лет его жизни, когда закладываются основы личности и деятельности подрастающего человека. Причем, чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми.
Речевое общение является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает в ходе онтогенеза. Оно является универсальной условием развития личности в период дошкольного детства. В процессе разностороннего общения ребенок познает природный, предметный и социальный мир в его целостности и разнообразия, формирует и раскрывает свой внутренний мир, свой образ Я, усваивает и создает культурные ценности, является при этом активным субъектом взаимодействия.
Язык выполняет различные функции в жизни ребенка. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций языка, как центральное звено развития ребенка.
Общение дошкольников происходит прежде всего в семье – с отцом, матерью, братьями, сестрами. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, а также вежливое поведение в общественных местах и в быту.
Речь ребенка является главным инструментом, с помощью которого она устанавливает контакт с окружающей средой и благодаря которому происходит социализация ребенка. Современная трактовка речевого общения осуществляется в контексте теории речевой деятельности. Ученые понимают речевое общение как специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, состоит из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты – разные люди, продуцирующие высказывания (тексты) и интерпретируют их.
У детей дошкольного возраста существуют параллельно две сферы речевого общения:
общения со взрослыми – педагогами, членами семьи, знакомыми и незнакомыми людьми;
общение с детьми – сверстниками, меньше по возрасту, старше возрастом дошкольниками и детьми школьного возраста, как знакомыми, так и незнакомыми.
При нормальном ходе развития познавательное общение состоит примерно до четырех-пяти лет. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения является его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей бегут, почему рыбки не тонут, а птицы не падают с неба, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметы и явления, происходящие вокруг.
Итак, для познавательного общения ребенка со взрослым характерны:
хорошее владение языком, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, которые не находятся в конкретной ситуации;
познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, проявляется в детских вопросах;
потребность в уважении взрослого, которая выражается в оскорблениях на замечания и негативные оценки воспитателя.
Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто хороший, а кто жаден, что хорошо, а что плохо – эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети только подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает сложная и выше в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения.
Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть добрым, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.
Цель исследования заключается в выяснении психолого-педагогических условий, обеспечивающих положительную динамику развития навыков общения старших дошкольников в результате воздействия их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!