Выставочная работа библиотеки в помощь экологическому просвещению

Цели и задачи

Целью курсовой работы является рассмотрение выставочной работы библиотека в помощь экологическому просвещению.

Введение и актуальность


Это положение обосновано и разработано в отечественной психологопедагогической науке (И.С. Кон, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, Р.М. Рогов, С.Л. Рубинштейн, И.Ф. Харламов и др.) Мировоззрение выступает как система субъективно окрашенных знаний, убеждений, оценок, установок, деятельностных проявлений, выстраиваемая вокруг стержневой идеи.
Одна из основных задач экологической эстетики и этики – это создание внутренних нравственных барьеров в обществе и прежде всего в сознании индивида, запрещающих определённые действия по отношению к природе, обучение эмоционально–эстетическому взаимодействию с природой.
По мнению автора С.Н. Николаевой, истинные экологические знания формируют осознанный характер отношения и являются отрывной точкой для экологического сознания. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое воспитание происходит на всех этапах обучения в школе, на каждом из них определяются соответствующие цели и задачи, изначально подбирается соответствующая методика, учитываются возрастные особенности обучающихся. В процессе экологического воспитания, преподаватель должен дать теоретические знания о самой природе, о человеке, как биосоциальном существе, также практической связи человека с природой, впоследствии прививать добрые чувства, развивать экологическое мышление.
Основополагающим фактором при формировании экологического сознания является отношение самого взрослого к природе, речь идет о педагоге. Это является своеобразной моделью построения взаимоотношений с окружающим миром.
Один из основных путей повышения эффективности экологического просвещения заключается в использовании различных форм и методов работы: познание окружающего мира, беседы, наблюдения за живым организмом, опытническая деятельность, сообщение педагогом экологического материала, выступления и доклады обучающихся, наблюдения и экологические экскурсии, создание видеофильмов (презентаций, слайд шоу), конкурсы и викторины, продуктивная деятельность (плакаты, экологические газеты), лаборатория (опыты и эксперименты), инсценировки и театрализации, экологические игры, эколого–познавательные праздники и другое.
Вопросы ценностных установок, этических принципов и норм, регулирующих отношение человека к природе, являются предметом экологической этики. «Биоэтика» или «экологическая этика», возникшая в 60–х годах ХХ века (Р. Атфилд, Д. Дивол, Дж. Лавлок, О. Леопольд, Х. Ролстон, Дж. Сешен, Л. Уайт, А. Швейцер), своими корнями уходит в универсальную этику, рассматривающую принцип ненасилия и благоговения перед жизнью в качестве закона бытия (И. Кант, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев). В рамках данной науки формируются понятия «самоценности» всего живого и неживого на Земле и в Космосе и «ответственности» Человека перед Природой. По словам А. Швейцера, автора этической концепции «благоговения перед жизнью», человек «станет этичным только тогда, когда жизнь как таковая, жизнь растений и животных будет для него так же священна, как и жизнь человека». Философы и ученые современности утверждают, что экологический кризис, прежде всего, – кризис мировоззренческий, духовно–ценностный: «это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимоотношений людей друг с другом, с обществом, с природой».
Чувственное созерцание красоты в природе, благоговение перед ней, переживание с ней внутренней связи и единства позволяют человеку в условиях индустриальной цивилизации воспринимать и признавать природу как самоценность, постигая при этом смыслы собственного бытия.
Эстетическая функция относительно прекрасного в природе направлена в экоэстетике на формирование в личности эколого–эстетических ценностных установок, чувственную основу которых составляют ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, пробуждение и укрепление духовных сил. Таким образом, экологическая эстетика суммирует духовнонравственные искания экологической науки в разных областях и переводит их в контекст культуры.
Как человек воспринимает природу, какой внутренний образ ее он у себя формирует, в какой степени наделяет ее субъектными свойствами (очеловечивает), от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней. В свою очередь, сформировавшиеся и закрепившиеся отношения будут способствовать расширению сферы восприятия, насыщению ее новым содержанием.

Заключение и вывод

Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. В настоящее время библиотеки как никто имеют хорошую материальную базу, которая позволяет успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению. Экологическая деятельность библиотек уже имеет свою историю. Более 20 лет они ищут эффективные пути формирования экологической культуры населения. Для решения этой задачи в распоряжении библиотечного сообщества находятся: информационные базы на бумажных и электронных носителях; разветвленная библиотечная сеть, в которой работают специалисты, способные собирать и систематизировать информацию, обеспечивать к ней доступ, создавать новые информационные ресурсы по заданной тематике; бесплатный, демократичный доступ граждан к информации, возможность знакомиться с различными точками зрения на решение экологических проблем.
Библиотеки как наиболее доступные населению информационно–культурные центры, предоставляющие возмож­ность широкого и открытого пользования инфор­мацией, могут многое сделать для пропаган­ды экологических принципов и распространения экологических знаний.
Традиционной для библиотек формой привлечения внимания к книге являются книжные выставки. Поэтому такая форма, как книжная выставка, привлекательно оформленная, раскрывающая не только фонд библиотеки, но и красоту и богатство мира природы, призывающая любить и беречь ее, лидирует в экологической работе библиотек.
В 2017 г. в Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» после длительного многолетнего перерыва удалось не только вернуть подраздел «Экологическое просвещение и формирование экологической культуры», но и значительно его расширить за счет введения новой главы «Эколого–просветительская деятельность библиотек». Указом Президента Российской Федерации 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии. Он призван привлечь внимание общественности к проблемам насущным, связанным с нашей природой, ее загрязнением, последствиями этих загрязнений и ее уничтожением.
Это важное событие в эколого–просветительской деятельности библиотек в Год экологии произошло благодаря помощи и поддержки со стороны Национального информационного агентства «Природные ресурсы» (НИА–Природа), которое с 2016 г. стало отвечать в рамках госконтракта по заданию Минприроды России за подготовку и издание ежегодного Госдоклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» (а до этого уже более 15 лет – госдоклады «О состоянии и использовании водных ресурсов РФ»). Оценивая библиотечную деятельность в экологическом направлении, можно выделить четыре основные функциональные позиции, взаимосвязанные друг с другом, выполнение которых становится залогом грамотного подхода к формированию экологического сознания. Экологическая культура, экологическое мировоззрение и сознание являются конечной целью экологического просвещения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ