Вписанные и описанные многоугольники

Цели и задачи

Цель работы: рассмотрение основных понятий, теорем, связанных с многоугольниками, а также методики изучения данной темы.

Введение и актуальность


В данном учебнике понятие многоугольника связано с ломаной. Многоугольником называется простая замкнутая ломаная вместе с частью плоскости, ограниченной ею. Подход Александрова к введению понятия четырехугольника: для начала учитель показывает плакат с разнообразными геометрическими фигурами, среди них треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др. и просит выделить фигуры, которые образованы по одному и тому же признаку. При анализе группы фигур, образованных четырьмя точками и четырьмя отрезками, последовательно соединяющими их, выделяется содержание понятия четырехугольника. Указанная методика введения понятия четырехугольника применяется в рамках учебника А. Д. Александрова, но необходимо помнить, что четырехугольник в данном учебном издании трактуется как часть плоскости [1].
Различия в изложении темы «Многоугольники» в рассмотренных учебниках. Представленные учебники имеют ряд отличий. В учебнике Погорелова А.В. для изучения темы «Четырехугольники» отведено 20 часов, но понятие многоугольников не рассматривается. Для изучения этой темы в учебнике Атанасяна Л.С. отведено всего 14 часов, при этом многоугольники в этом разделе изучаются. В учебнике Александрова, также как и в издании Атанасяна, отведено на изучение 14 часов. Тема площадей многоугольников изучается в разных учебниках в разное время. Например, у авторов Атанасяна и Александрова тема площадей рассматривается в 8 классе в течение 14 часов, а в учебнике Погорелова эта тема изучается в 9 классе в течение 12 часов. Практические задания по этой теме также различны: в учебнике Атанасяна в конце каждого пункта приведен список задач по пройденной теме, в отличие от других учебников. В этом списке задач присутствуют и задания повышенной трудности, и занимательные задания для ребят, интересующихся математикой. В других учебниках сначала предлагается изучить полностью весь теоретический материал, а только потом представлены практические задания по теме. Также имеются различия по оформлению учебных изданий. Учебник геометрии под редакцией Атанасяна отличается яркостью, красочностью и количеством иллюстраций. Но в сравнении с учебником Погорелова рисунки учебника Атанасяна гораздо меньшего масштаба, что доставляет некоторые неудобства.
Проанализировав методики подачи изучаемой темы можно сказать, что учебники под редакцией А.Д. Александрова и А.В. Погорелова изучают рассматриваемую тему более глубоко, но при этом большая часть теории написана не совсем понятно для школьников. В учебнике под редакцией Л.С. Атанасяна представлена более легкая трактовка определений и теорем, следовательно, материал легче усваивается, даже несмотря на то, что на изучение темы предоставлено меньшее количество часов.

Заключение и вывод


Геометрия была источником развития математики и других наук на протяжении многих веков. Математические законы формировались на основе геометрии. Многие геометрические теоремы сопутствовали появлению новых научных течений. Современная наука и техника не могут обойтись без геометрии и ее новейших разделов, среди которых теория графов, компьютерная геометрия и т.д. Кроме этого, необходимо отметить важное значение геометрии в школьном курсе. Программа по геометрии для средних общеобразовательных школ работает по базисному учебному плану и предполагает формирование представлений школьников о геометрии как части человеческой культуры. Ее вклад заключается в развитии логического мышления и пространственного воображения. Таким образом, геометрическое образование – это важнейшая часть школьного образования.
В настоящей курсовой работе была рассмотрена важная тема геометрии, а именно вписанные и описанные многоугольники. Эта тема способствует развитию логики и воображения школьников. В первом разделе были рассмотрены основные учебники, применяемые в современной системе образования и рекомендованные Министерством образования РФ. Учебник Атанасяна Л.С. занял первое место во Всесоюзном конкурсе учебников по математике для общеобразовательных школ и рекомендован Министерством образования РФ. По моему мнению, это учебное издание является незаменимым помощником для преподавателей общеобразовательных и специализированных школ, лицеев, гимназий, а также студентов среднего профессионального образования.
Учебник Погорелова А.В. также является распространенным учебником геометрии в современных школах. В нем есть особые преимущества перед учебником Атанасяна А.В., заключающиеся в большем количестве часов по изучаемой теме.
Учебник Александрова А.Д. отличается от остальных другой методикой подачи материала, но схож с учебником Атанасяна А.В. по количеству часов для изучения темы многоугольников.
Таким образом, проанализировав учебники для средних общеобразовательных школ, можно сделать вывод, что в каждом учебнике выбранная тема рассматривается, но каждый автор ее излагает по-разному. Также есть отличия в количестве практических заданий по теме и сложности задач.
Во втором и третьем разделе были рассмотрены понятия вписанного и описанного многоугольника, а также их свойства. В третьем разделе представлены необходимые теоремы с доказательствами. Для написания данных разделов применялся учебник Я.П. Понарина «Планиметрия. Преобразования плоскости», том 1.
В четвертом разделе рассмотрены задачи по выбранной теме с применением теорем и свойств из третьего раздела. Свойства и признаки многоугольников применяются для решения задач на нахождение величин сторон, диагоналей, углов, периметра и площади фигур, величин вписанных и описанных окружностей вокруг многоугольников и др.
В процессе работы над курсовой работой мною были дополнены знания по теме «Вписанные и описанные многоугольники», изучены их свойства и теоремы, систематизированы знания по этой теме и закреплены методы решения задач на практике. Таким образом, рассмотрев подробно все необходимые вопросы по выбранной теме, поставленная цель курсовой работы была достигнута.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ