Курсовая работа по возрастной психологии

в 2018-2019 учебном году

Рекомендации на основе анализа 42 готовых работ

Возрастная психология — топ тем курсовых в 2018-2019

  • 1 развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года выделяет в качестве одной из самых важных задач образования формирование у учащихся инициативности, опыта личной ответственности и самостоятельной деятельности. Всё это является ключевыми компетенциями, которые составляют основу современного качества содержания образования. Федеральныйкомпонентгосударственныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования данное положение конкретизирует и ориентирует его на появление у учащихся опыта самопознания и познания; обращает внимание на то, что требуется подготовка к реализации осознанного выбора индивидуальной профессиональной и образовательной траектории. Акцент сделан на то, что учащимся следует приобретать познавательный опыт, рассматривая его через призму его главных отличительных черт. Учащиеся должны ставить цели самостоятельно, находить пути их реализации, применять приобретенный опыт познавательной деятельности в жизни, в ситуациях, не являющихся частью учебного процесса.
    Система образования России в настоящий момент находится на пути адаптации новой образовательной парадигмы, предлагающей ориентацию на формирование и активизацию субъектной позиции учащегося в познании.Внимание - это форма психической деятельности человека, что окажутся в направленности и сосредоточенности ее сознания, на определенных объектах, которые имеют постоянное или ситуативное значение. Внимание не считается психическим процессом. Это психическое состояние личности, которая проявляется в сосредоточенности на чем-нибудь. Это состояние характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Внимание обычно не считают особенным психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато она как бы жертвует собой ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда оказывается в определенных конкретных психических процессах

    Понятие о внимании, его свойствах и видахВнимание - это форма организации познавательной деятельности. Уровень успешности выполнения задач ребенком, производительность ее деятельности во многом зависят от уровня сформированности внимания как процесса, который обеспечивает четкую и успешную работу нашего сознания и его характерной черты.Только приучив детей быть внимательнее, педагог может рассчитывать на успех учебной и воспитательной работы.Внимание - это необходимое условие выполнения любой деятельности. Отсюда педагогу надо не просто ознакомиться с проблемой внимания, а понять психологическую и физиологичную природу сосредоточенности, узнать о видах внимания и его свойства, об особенностях проявлений у детей, придавать большое значение тем рекомендациям и советам, которые разработаны научными работниками и практиками.Внимание - один из наиболее разработанных разделов психологии.
    Но дальнейшее изучение закономерностей развития внимания остается проблемой психологической науки. От разработки проблемы внимания у старших дошкольников в значительной степени зависит уровень подготовки их к школе и обеспечению эффективного усвоения ими программного материала.Оценивая роль внимания в психической деятельности, следует вспомнить слова К.Д.Ушинского о том, что внимание является теми дверями, через которые проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира. В своих трудах отечественный психолог Н.Ф.Добрынин подчеркивает, что внимание - это особенный вид психической деятельности, которая выражается в выборе и поддержке тех или других процессов этой деятельности.По мнению С.Л.Рубинштейна, внимание - это избирательная направленность на тот или другой объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.Л. С. Выготский и Л. Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, потому что с помощью слова происходит значение предмета, на котором надо сосредоточиться.

    Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями.Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания.
    В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.Представления дошкольников 4-5 лет фрагментарны, неустойчивы, диффузны, однако они интенсивно развиваются в игровой и продуктивной деятельности. Об этом свидетельствует появление воображения. Для развития представлений необходим практический анализ предметов окружающего мираПамять становится опосредованной. Для развития произвольности нужна установка на запоминание.Важной задачей среднего дошкольного периода в развитии детей, по мнению З.А.Михайловой и ее соавторов, является подготовка

  • 2 Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания.
  • На сегодняшний день, Федеральные государственные образовательные стандарты выделяют, как ключевое направление деятельности современных школ духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения. Этот вопрос становиться особо актуальным в виду того, что современные образовательные учреждения должны обеспечивать не только интеллектуальное развитие, но и гармоничное развитие личности каждого ребенка, основу которого составляет нравственное самосознание.
    Особое место в данном вопросе отведено начальному этапу обучения в школе, так как младшие школьники открыты новым знаниям, стремятся к овладению умений и навыков, открывают для себя мир других людей на более осознанном уровне. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент личностных качеств, которые буду определять нравственный уровень всей жизни в целом. В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные чувства, дети стремятся соответствовать примеру взрослых, который должен транслировать нравственные нормы и ценности. Сензитивность данного возраста определяет его как благоприятный для формирования основ нравственного самосознания.
    На сегодняшний день, проблема нравственного воспитания детально исследована в трудах таких педагогов, как: А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламов и др., в которых рассматриваются основные теоретические понятия по вопросам нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, На основании анализа современной научной литературы по проблеме нравственного воспитания, мы вывили, что многие ученые из различных областей научного знания (В. С. Библер, Б. С. Братусь, Здравомыслов, И. Ф. Исаев, И. Ф. Харламов, Е. Н. Шиянов), исследуя данные вопросы, в первую очередь, указывают на личностные потребности в процессе формирования нравственного самосознания, раскрывающих внутренний мир индивида.

    Теоретический анализ подходов к определению сущности нравственности и нравственного самосознания личностиПервоначально, в рамках настоящего исследования, определим трактовку понятия нравственности. В большом количестве исследований философов, педагогов и психологов (Т.Т. Акмамбетов, С.Ф. Анисимов, Е.М. Бабосов, Е.В. Беляева, В.А. Беляева, В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, И.Л. Зеленкова, Е.В. Золотухина-Оболина, Г.Т. Квасов, В.А. Кондратов, Я.С. Котигер, Н.Н. Крутов, С.Ш. Пашаев, Р.В. Петропавловский, В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко, Л.А. Попов, А.И. Титаренко, О.Г. Филатова, Т.В. Цырлина, В.И. Чамлер и др.), такие понятия, как мораль и нравственность рассматриваются в очень близком, а иногда и отождествленном значении. Различные словари также рассматривают эти понятия как синонимы.
    Под моралью следует понимать совокупность ограничений и претензий людей в системе общественного взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах общественного обмена, производимых по собственной воле, без законодательного принуждения; одна из основных форм социального сознания, достижение гуманистической культуры человека [4]. Моральные общепризнанные нормы составляют основу нравственности, нравственность не сводится только лишь к моральным общепризнанным меркам, она включает в себя также моральные взгляды, оценки.
    К сфере морали относятся еще и моральное отношение людей, их моральные нормы обосновывают взаимосвязь с их нравственным поведением. Нет нравственного (или безнравственного) поведения за пределами контактов человека с другими людьми. Моральные отношения проявляются в любой сфере жизни общества: производственной, политической, бытовой, домашней, и в то же время их нет за пределами общественных социальных отношений. Каждый поступок может приобрести высоконравственное значение в случае, если в нем содержится отношение человека к обществу, коллективу, другому человекуСуществует и другая точка зрения, которая состоит в четком разграничении понятий мораль и нравственность, который придерживаются Ю.М. Смоленцев, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий.

    Проведенное исследование формирования основ нравственного самосознания доказало необходимость нравственного воспитания именно в младшем школьном возрасте. Данная возрастная группа обладает высокой сензитивностью в вопросах приобщения к нравственным нормам и ценностям, что составляет основу нравственного самосознания.Рассмотренные нами теоретические труды, позволили сделать вывод, что
    Нравственное самосознание представляет собой важнейшую составляющую процесса формирования и развития духовно-нравственных ценностей личности. Нравственное самосознание - это система оценок, которая существует через призму одобрений и осуждений, выраженных в понимании, знании нравственных норм, требований, ценностей, оценке явлений реальности, моральных эмпатий, включает в себя мыслительные процессы, отношения, идеи, идеалы, принципы качества, нормы, убеждения, моральные чувства.
    Педагогическая деятельность по формированию нравственного самосознания должна быть выстроена на основе форм и методов работы, адекватных возрастно-психологическому развитию младших школьников. Ребенок младшего школьного возраста как нравственный субъект, имеет осознанное побуждение к соблюдению нравственных норм, способен к рефлексии в ситуации морального выбора, а также к произвольному поведению, т. е. умение строить свое поведение в соответствии с требованиями ситуации, планировать, контролировать и анализировать свои действия. В виду того, что в младшем школьном возрасте только происходит переход от игры к учению, как ведущему виду деятельности, необходимо применять и те и другие приемы развивающей работу.

  • 3 Исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков
  • Актуальность темы исследования: Подростковый возраст характеризуется повышенным негативизмом и конфликтностью. Субъективное чувство взрослости приводит к столкновениям не только со сверстниками, но и с взрослыми. Эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность может привести к острым или затяжным конфликтам в школьной среде. Изучение влияния тревожности на поведение в конфликтных ситуациях подростков позволяет разработать практические рекомендации по их предупреждению.В основе конфликта лежат субъективно - объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять.
    Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь ввиду, что, в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность неопределенной или же она воплощена в чем-то конкретном, например, в страхе высоты.Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов. Задачи исследования:- Теоретический анализ по проблеме тревожности в школьной среде.- Теоретический анализ особенностей межличностных конфликтов.- Разработка схемы проведения практического исследования. Подбор методик.- Проведение исследования. Обработка и анализ полученных результатов.- Поиск взаимосвязи между уровнем тревожности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

    Психологические особенности подросткового возрастаВ первую очередь подростковый возраст характеризуется интенсивными изменениями как в физическом плане, так и с точки зрения психологии. Темп роста в период подросткового возраста сравним с тем, как растет ребенок до 2 лет, при этом особенность подростков заключается в более быстром росте скелета. Мышечная ткань растет несколько медленнее, из-за чего многие подростки кажутся нескладными и неуклюжими. Внутренние системы органов также развиваются интенсивно. Важным моментом является половое созревание, которое начинается именно в подростковом возрасте и сопровождается интенсивной выработкой гормонов у подростков обоих полов. [44, с. 235]Поскольку изменившийся гормональный фон влияет на настроение, для этого периода характерны резкие эмоциональные перепады, а также склонность к конфликтам и агрессии.
    На первый план выходит общение со сверстниками, тогда как учеба для некоторых становится второстепенной. [17, с. 283] Под влиянием внешних факторов, а также внутреннего формирования собственного «Я» происходит переоценка ценностей и самоопределение на будущее. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится продемонстрировать собственное взросление, но в то же самое время не готов возложить на себя ответственность. [23, с. 235]Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет. В силу того, что на протяжении этого времени происходит большое количество изменений, целесообразно разделить этот этап на два периода – младший и старший подростковый возраст. Младший подростковый возраст Младший подростковый возраст подразумевает детей от 12 до 14 лет. Это время совпадает с переходом ребенка на новую систему обучения: если в начальной школе уроки проходили под руководством одного педагога, то после 5 класса ученики знакомятся с большим количеством учителей-предметников, что вызывает необходимость перестраиваться на новые условия.

    Подростковый кризис является закономерным этапом развития личности, поэтому «вылечить» его нельзя – в этот период подростку требуется именно помощь и поддержка. Для того, чтобы определить план действий, важно понять, в каком из вариантов кризиса находится ребенок. Существует два варианта протекания кризиса в подростковом возрасте: Кризис независимости. Наиболее типичный подростковый кризис, при котором ребенок стремится доказать всем собственную взрослость. В этом случае важно проявить максимум терпения и обеспечить подростку ощущение защиты и доверия. [19, с. 214] Кризис зависимости. В последнее время подростки, которые не хотят взрослеть, встречаются все чаще и чаще; состояние характерно для семей, в которых присутствует гиперопека.
    Ребенок становится инфантильным, не хочет взрослеть, но чрезмерное послушание может радовать взрослых. Однако в подростковом возрасте абсолютное послушание и отсутствие собственного мнения негативно влияет на психику ребенка и может говорить о недостаточной зрелости. В таком случае необходимо помогать ребенку принимать новые социальные роли, заинтересовывать его чем-то новым и оказывать разумную поддержку. Оставлять подростка в этот период наедине с собственными размышлениями необходимо, но далеко не всегда, ведь родители и атмосфера в семье по-прежнему очень важны. [12, с. 15] Если выделить школьный класс как наиболее постоянный коллектив, в котором присутствует подросток, то в любом классе есть несколько категорий ролей: Лидеры. Лидером можно стать поневоле, например, при назначении учителем на роль старосты, а можно и за счет собственных качеств.

  • 4 Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
  • Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из важнейших механизмов у человека и, особенно у ребёнка является внимание. Из этого следует, что развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Быстрый темп жизни, большой объем информации, развитие разнообразных средств массовой информации приводят к росту объема знаний, необходимых для полноценной жизни современного человека.
    Существующие изменения в социальной сфере оказывают существенное влияние и на протекание развития современных детей. Сейчас система дошкольного образования рассматривается как начальная ступень всей системы непрерывного и поэтапного образования человека. Создание условий для полноценного эмоционального, физического, интеллектуального, творческого развития, подготовка ребенка к школьному обучению - входят в основные задачи современного дошкольного учреждения.Разработкой этой проблемы занималось и занимается не одно поколение педагогов - исследователей, она является на сегодняшний день одной из важных, и вызывает неподдельный интерес и внимание, поскольку именно эффективная деятельность педагога по развитию внимания с помощью дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста, что еще раз подтверждает актуальность данной темы.
    Проблема внимания остается одной из важных проблем психологии, несмотря на то, что исследования по ее изучению ведутся достаточно давно. До сих пор природа и сущность феномена внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке (П.Я. Гальперин, И.Л. Баскакова, Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, В.С. Мухина, Э.И. Леонгард и др.).В дошкольной педагогике и психологии проблема развития произвольности психических процессов в целом и внимания в частности представлена в исследованиях Л.В. Артемова, З.М. Богуславской, А.Л. Венгера, Н.Е. Вераксы, Н.И. Гуткиной, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцева, Е.Е. Сапоговой, Е.О. Смирновой, Е.В. Субботского,

    Ни один психологический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает.Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. Изучением внимания занимались и занимаются по сей день известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги Л.С. Выготский, Дж. Миль, Т. Рибо, И. Гербарт, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и др. Ими была раскрыта сущность процесса внимания, его характеристики, описаны виды и свойства внимания.Высокий интерес учёных к процессу внимания обусловлен тем, что оно обеспечивает избирательность протекания психических процессов и является формой познавательной деятельности.
    Проблема внимания считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.«Внимание – писал К.Д. Ушинский – есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека».Развитие внимания - одна из труднейших задач, так как, по словам П.Я. Гальперина, «внимание представляется наименее содержательным, а поэтому наиболее трудно изучаемым и управляемым психологическим явлением». Пути и методы воспитания его определяются, как правило, общим пониманием внимания.Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.
    По мнению С.Л. Рубинштейна: «Внимание – это избирательная направленность на объект и сосредоточенность на нем, процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием деятельности».Отечественная наука рассматривает проблему внимания с разных подходов. Среди ведущих теорий можно отметить культурно - историческую теорию Л.С. Выготского, теорию Д.Н. Узнадзе, исследовавшего внимание с позиции психологии установки.Деятельностный подход исследования психологии развития внимания включает два ракурса исследования.

    Современные дошкольные образовательные учреждения уделяют большое внимание подготовке детей к легкой адаптации и обучению в школе. Одним из важных условий успешного обучения ребенка в школе является высокий уровень произвольности психических познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. Особое место занимает внимание, так как без него невозможна активация других процессов. Являясь сложным познавательным процессом, оно напрямую влияет на успешность учебной деятельности.
    В настоящее время – время активного развития компьютерных технологий, расширения человеческих контактов, увеличения источников получения разнообразной информации – проблема развития внимания детей является особенно актуальной. Ребенку важно уметь сконцентрировать свое внимание, не отвлекаться на посторонние раздражители, выполнять инструкции, достигать желаемого результата. Учитывая возрастные особенности, ясно, что добиться высокого результата в развитии внимания дошкольников возможно лишь при условии, что заниматься им будет интересно. На помощь в этом случае приходит дидактическая игра. Именно дидактические игры требуют усидчивости ребенка и наряду с получением новых знаний способствуют развитию основных качеств внимания: концентрации, объема, переключения, распределения, устойчивости.
    Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.Дидактические игры оказывают сильное воздействие на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок осуществляет такие операции, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, так как именно эти игры постоянно содержат задачу и правила действия, которые требуют внимательности, или проще говоря, сосредоточенности.

  • 5 Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)
  • Произведения художественной литературы демонстрируют детям мир человеческих чувств, формируя интерес к личности, к внутреннему миру героя. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех творений, с которыми он знакомится в процессе познания новых вещей.

    Как сформулировать актуальность курсовой работы

    Художественная литература представляет собой могучий действенный инструмент эстетического и умственного воспитания детей, оказывающий весомое значение на развитие и улучшение речи. В образах поэтов художественная литература показывает и объясняет ребенку общественную жизнь и особенности природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств.

    Как определить цели и задачи курсовой работы

    Цель курсовой работы – исследование особенностей и развития творческого восприятия дошкольников в процессе обучения.
    В связи с указанной целью можно определить следующие задачи:
    •        дать характеристику сущности понятия и свойств эстетического восприятия дошкольников;
    •        провести эмпирическое исследование, позволяющее выявить уровень развития восприятия ребенка художественной литературы;
    •        составить серию организационных мероприятий по развитию творческого восприятия детей дошкольного возраста.

    Как писать введение курсовой работы

    В процессе написания курсовой работы удалось установить, что проведенные исследования могут быть полезны не только психологу, но и педагогу, который общается с детьми, и конечно же для родителей. Курсовой проект базируется на информационной основе таких авторов, как Алексеева М.М., Яшина В.И., Боголюбская, В. В. Шевченко и др.

    Как писать заключение курсовой работы

  • 6 Молодость как период интеллектуального и личностного развития человека
  • 7 Любовь в подростковом возрасте
  • 8 Межличностные конфликты в общении подростков
  • 9 формирование самостоятельности младшего школьника
  • 10 Особенности продаж VIP туров