Возникновение (создание) юридического лица в современном гражданском праве

Таким образом, регистрирующий орган осуществляет проверку представленных документов только на предмет наличия (отсутствия) оснований для отказа в государственной регистрации. Закон N 134-ФЗ наделил регистрирующий орган полномочиями по отказу в государственной регистрации в случаях указания заявителем недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица, а также паспортных данных граждан РФ. На проблеме обеспечения достоверности сведений о месте нахождения юридического лица стоит остановиться особо.
Понимание места нахождения юридического лица как места его государственной регистрации основано на концепции домициля как места, где предполагается нахождение руководства организации. Из содержания ст. 54 ГК РФ в редакции ФЗ от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» вытекает, что место нахождения юридического лица отражается в его уставе путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), где осуществлена его государственная регистрация. Тем не менее в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании требуется указывать адрес (место нахождения) его постоянно действующего исполнительного органа.
Проверка указанных сведений предшествует принятию решения о регистрации юридического лица, однако до момента государственной регистрации у создаваемой организации нет ни исполнительного органа, ни возможности юридически оформить право на использование того или иного помещения в качестве места его нахождения. В связи с этим представляется целесообразным возложить на постоянно действующий исполнительный орган организации обязанность сообщить в регистрирующий орган сведения о его месте нахождения в течение разумного (например, 10-дневного) срока после государственной регистрации.
В случае невыполнения данного требования регистрирующим органом могут быть внесены в ЕГРЮЛ сведения о том, что место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица определяется местом жительства физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени данной организации. Указанные сведения должны содержаться в заявлении о государственной регистрации юридического лица (по аналогии со сведениями о месте жительства управляющего, включаемыми в ЕГРЮЛ).
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации, включенные в ЕГРЮЛ, открыты для всеобщего ознакомления. Закон N 134-ФЗ включил в п. 4 ст. 51 ГК РФ положения о том, что в предусмотренных законом случаях регистрирующий орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ. Закон о регистрации был также дополнен положением о размещении информации о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом (п. 3 ст. 9).
Неукоснительное соблюдение закона в процессе легитимации субъектов предпринимательства представляется необходимым условием создания здоровой рыночной среды. Недобросовестные действия заявителей при государственной регистрации (например, при смене руководителя и изменении состава участников организации), как и злоупотребления со стороны регистрирующего органа (например, в случае исключения функционирующего юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего) причиняют вред не только отдельным лицам, но и обществу в целом. В указанных случаях нарушаются правовые принципы свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, неприкосновенности собственности, верховенства закона, а также ставится под угрозу безопасность государства и его граждан.
Объективная недостаточность мер административной и уголовной ответственности для компенсации причиняемого данными нарушениями вреда обусловила закрепление в п. 2 ст. 51 ГК РФ обязанности юридического лица возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или
представления недостоверных данных в ЕГРЮЛ.
Необходимость одновременного достижения двух противоположных целей, а именно: усиления контроля за законностью создания юридических лиц и дебюрократизации указанной процедуры, требует выработки новых подходов к рассматриваемой проблеме.
Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, проверку соответствия учредительных документов создаваемой организации закону и соблюдения порядка ее создания целесообразно обеспечить уже на стадии учреждения, поскольку «пороки образования нередко бывает трудно или даже невозможно исправить после того, как компания окончательно создана».
Данную задачу может позволить решить институт «регистрационных агентов» (с учетом новелл п. 3 ст. 67.1 ГК РФ в данном качестве видятся, прежде всего, нотариусы), предложенный бизнесом. Регистрирующему органу при этом надлежит вернуться к своей первоначальной роли — фиксировать факт возникновения новых субъектов предпринимательской деятельности, не осуществляя юридическую экспертизу представленных для государственной регистрации документов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ