Возникновение и развитие государственной службы в России.

Цели и задачи

Целью курсовой работы является комплексное теоретическое изучение возникновения и развития государственной службы в России.

Введение и актуальность


Павел I сосредоточил управление кадровой политикой в Правительствующем Сенате и усилил требования к отбору лиц на должности государственной гражданской службы, а также к аттестации чиновников, рекомендованных к производству в очередной ранг. Монарх стимулировал труд служащих, сократив сроки выслуги штаб-офицерских чинов, а также увеличив в 4,8 раза пенсионный капитал в пользу отставных работников.
При Александре I (1801 — 1825 гг.) в результате ряда глубоких реформ российская система госуправления становится более четкой и разветвленной, усиливаются элементы законности. Создается система органов вертикального отраслевого управления — министерства заменяют коллегии (1802 г.). В России создается новый Российский совещательный орган при императоре — Государственный Совет (1810 г.).
В 1832 г. при Николае I (1825-1855 гг.) многочисленные нормативно-правовые акты о службе гражданских чиновников, законодательство о государственной службе были кодифицированы и объединены в "Устав о службе гражданской", который определял порядок поступления на службу, увольнения, права и обязанности чиновников и т.д.
Ряд серьезных реформ в сфере государственного управления были осуществлены российскими императорами Александром II (годы царствования 1855—1881), который, освободив крестьян от крепостной зависимости (1861 г.), вошел в историю под именем "царя-освободителя", и Александром III (1881-1894 гг.). Для совершенствования системы управления в Российском государстве важное значение имела также осуществленная при Александре II судебная реформа, которая ввела новые принципы судопроизводства, не утратившие своего значения и по сей день, — гласность, открытость, публичность, независимость судей от администрации, состязательность процесса (прокурор и присяжный поверенный, адвокат). В результате реформы был введен суд присяжных, упрощена структура судов, основным звеном которой стали мировые. Высшей судебной инстанцией был Сенат.
При Николае II (1894-1917 гг.) в 1906 г. все подданные Российской империи были уравнены в правах при поступлении на государственную службу (сохранялось лишь требование к соответствующему уровню образования). Однако и он не оправдал надежд на поворот в сторону реформ, проявил такой же консерватизм, как его отец, был уверен в незыблемости и вечности самодержавного управления, объявил бессмысленными мечтами конституционные надежды, стремился укрепить самодержавно-полицейскую систему государственной службы и государственного управления, почти никак существенно не изменив их, несмотря на революцию 1905 г.
В конце XIX — начале XX ев государственное и общественное управление Российской империи, сложившаяся в ней система государственной и публичной службы представляли собой огромную государственную, сословную, бюрократическую пирамиду с императором на вершине. В России в это время сложились самый многочисленный в мире административный аппарат, жесткая и централизованная вертикаль исполнительных органов, подконтрольные и ограниченные элементы многосословного земского и городского общественного управления.

Заключение и вывод

Учитывая множественность проблем развития государственной службы РФ, можно предложить основания для их классификации. По взаимосвязи в системе государственной службы между различными ее элементами и уровнями можно выделить такие виды противоречий, как системные, структурные, функциональные, статусные, организационные, процессуальные и т.п. За каждой из этих групп, каждым из противоречий в отдельности стоит проблема функционирования.
К проблемам государственной службы относятся те, что обусловлены не только ее внутренним содержанием, но и взаимодействием с внешней средой, в частности связанные с обеспечением необходимых условий функционирования государственной службы.
Государственная служба в России существует и выполняет свои функции, но выполняет не в полной мере, недостаточно эффективно. Сегодня, когда Россия подошла к новому этапу в развитии современного российского государства и обладает более широкими возможностями в решения масштабных, общенациональных задач, необходимо ставить долгосрочные цели, в том числе и в развитии государственной службы.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что история становления гражданской службы с каждым ее этапом претерпевала положительные изменения. Если первый этап (1991-1997 гг.) охарактеризовался отказом от советской партийно-номенклатурной системы, то на четвертом этапе (2003 г. – 2007 г.) нормативно оформились и были усовершенствованы механизмы функционирования государственной службы, осуществлена практическая реализация норм. Так же, хотелось бы отметить, что дальнейшие шаги реформы государственной службы, т.е. достижение поставленных в ней целей и задач, зависит от ряда обстоятельств, которые в настоящее время ей мешают. К ним следует, прежде всего, отнести коррупцию, существующую во всех вилах государственной службы и на всех ее уровнях. Факты говорят, что коррупция глубоко проникла в административные, правоохранительные и судебные органы страны. Ее масштабы и последствия стали столь велики, что поставили под угрозу само существование России как единого федеративного государства. Сегодня усложняет развитие государственной службы отсутствие системности, несинхронность проводимых реформ в сфере государственного и муниципального управления, в частности отставание федеральной реформы: изменения системы отношений между управлением и властью, разделение ответственности и компетенции между уровнями и субъектами управления и власти.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ