Восприятие времени

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение восприятия времени.

Введение и актуальность


Современная психология восприятия представляет собой достаточно пеструю картину разнообразных подходов, методов и частных концепций, нацеленных на упорядочение непрерывно расширяющегося потока эмпирических данных. Тем не менее проблема восприятия принадлежит к числу классических. Наиболее сильное влияние на ее развитие оказали эмпирическая психология и психология целостности. С точки зрения эмпирической психологии механизм восприятия таков: раздражение органов чувств воспринимаемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом (В. Вундт).
Берлинская школа целостности (гештальтпсихология) предложила рассматривать в качестве первоосновы психических образований не ощущения, а структуру (гештальт) [13].
Главное направление их исследований касалось организации элементов зрительного поля (Коффка, Келер).
 В отечественной психологии проблема восприятия всегда занимала одно из центральных мест. Здесь восприятие рассматривается как субъективное отражение объективной действительности, как процесс формирования образа этой действительности, который совершается и развивается при взаимодействии субъекта с окружающим миром (Сеченов, Запорожец, Венгер, Зинченко, Ломов).
На современном этапе можно выделить три ведущих направления исследований психологии восприятия: когнитивное, экологическое и личностное.
Началом появления когнитивного (информационного) подхода послужил резкий скачок в развитии электронно-вычислительной техники. Согласно компьютерной метафоре, познавательная сфера индивида аналогична современной ЭВМ, то есть принимает, хранит и использует поступающую извне информацию. Процесс осуществляется поэтапно (П. Линдсей, Д. Норманн). Центральное место в структуре исследований теперь заняли проблемы распознания образов, формирование различных когнитивных структур, маскировки и селективности восприятия [15].
Экологический подход представляет собой несколько концепций, объединенных общей направленностью на выявление стимульной структуры окружающей индивида среды. В ее основе лежат два фундаментальных положения: принцип единства организма и среды и постулат непосредственного восприятия стимульной информации. Согласно первому принципу, объектом восприятия выступают не отдельные предметы и их свойства как таковые, а целостные динамические события.
 Постулат непосредственного восприятия гласит: главное не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и механизмы, а то, что отражается в этом процессе, что является его действительным стимулом.
 Согласно личностному подходу, вместо изучения ощущений и восприятия как некоторых природных свойств организма выдвигается задача реконструкции человеком образа окружающей действительности. Чтобы разобраться в потоке впечатлений и адекватно себя вести в своем окружении, человек должен извлекать существенное из всей этой информации, объяснять происходящие события, прогнозировать результаты своего поведения (подобно ученому). Чтобы преуспеть в этом, человек вырабатывает у себя систему, своеобразную сеть оценочных координат, через которую он начинает воспринимать происходящее. У каждого человека свой набор конструктов. По количеству конструктов, с помощью которых субъект создает образ окружающей действительности, выделяют два крайних типа - людей когнитивно простых и когнитивно сложных.
Выдвигая на первый план целостный характер восприятия, гештальтпсихологии ввели ряд новых понятий (фигура, фон и др.) и законов. Ими открыто более 100 законов гештальта.
Восприятие - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. К В. п. иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела наблюдателя (т. н. схема тела). В любом случае верно, что в процессе В. п. участвуют все органы чувств человека, но ведущая роль в В. п. принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного (кинестезического), кожного и вестибулярного анализаторов.В. п. основано на "измерениях" расстояний и углов в окружающем человека пространстве (Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов), осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры. При В. п. человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия (вестибулярной системы), помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз. Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Клике) человеку дает зрение. В. п. начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К 2 воспринимаемым измерениям - в высоту и в ширину - добавляется 3-е - вдаль.

Заключение и вывод

Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением, речью, чувствами, волей.
Процесс восприятия человеком внешнего мира очень сложный и разнообразный. Представления и ощущения входят в рамки элементарного окружения, но настоящие процессы внешнего мира далеко не просты и не очевидны. Человек существует не в мире отдельных цветовых или световых пятен, звуков или прикосновений, а в мире с окружающими его предметами, объектами, положениями и ситуациями. Имеется в виду, что человек принимает целиком ситуацию или имеет представление образа в целом, а не его части. Сбор образа происходит в момент совместной работы органов чувств, посредством синтеза отдельных ощущений и системы комплексного анализа.
Время живет объективно, оно касается любых существ, любых явлений и предметов. Существование мира вне времени невозможно. Представление о времени постоянно менялось в зависимости от развития психологии, биологии, физики и периодов в религии, культуре, истории. Любой вид процесса восприятия имеет большой смысл для человека. Самые важные особенности восприятия – это осмысленость, константность, структурность, целостность и предметность.
Процесс восприятия времени является образным отражением таких свойств явлений окружающего мира, как длительность, цикличность, последовательность и скорость протекания. Восприятие времени осуществляется благодаря работе сразу нескольких анализаторов. Конечно, воспринимаются лишь очень маленькие интервалы (не более 1-3 минут), более долгие промежутки оцениваются человеком отстраненно, при участии высших функций психики.
На процесс восприятия времени влияют такие факторы как: темперамент человека, стрессовые ситуации, наполненность промежутка времени событиями, фармакологические средства, эмоции, мотивация, шум, возраст человека и т.п. Значение времени тесно контактирует с определением пространство, потому что они неразделимы, ни от человека, ни друг от друга. Человек живет здесь и сейчас, а именно в пространстве и времени.
Так же было выяснено, что от эмоционального психологического состояния человека зависит процесс его восприятия времени. Бывает кажется, что оно тянется мучительно долго, а бывает пролетает незаметно. Эффект некого искажения течения времени довольно часто наблюдается в изменчивых, критических ситуациях или в момент смертельной опасности для здоровья и жизни.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ