Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.

Цели и задачи

Цель работы: на основе теоретического анализа изучить проблему воспитания культуры поведения у дошкольников.

Введение и актуальность


Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия на начальных этапах становления личности определяет «привязывание» действия в конкретной ситуации. К трем годам у детей доминирует память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания.
Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребенка, которое расширяет возможности общения с близкими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки поведения детей).
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «да нужно», «так нельзя». У него формируется доверие к взрослым. Однако в пять лет дети уже способны почувствовать неискренность, у них появляется критическое отношение к словам, действиям и поступкам взрослого. То есть, в осуществлении нравственного воспитания не может быть «двойных стандартов». Соответственно, нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных психолого-педагогических условий:
гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку;
четкой постановки задач нравственного воспитания;
создание условий для активной (практической) деятельности ребенка, формирует доброжелательные отношения.
Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста как многогранный феномен реализуется комплексно, на постоянной основе, в сотрудничестве всех взрослых и тех, кто окружает дошкольников. Нравственное воспитание неотделимо от других сторон воспитательного процесса, результаты его являются быстросменными по конкретной личности, а потому оно и требует усиленного внимания.

Заключение и вывод

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, так как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования его личности. Иными словами, нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать ее поступки.
2. Анализ философской, эстетической, психолого-педагогической литературы позволил выяснить содержание понятия "культура поведения", уточнить ее содержательную структуру в отношении старших дошкольников, разработать критерии и показатели ее сформированности у старших дошкольников. Под "культурой поведения" старших дошкольников мы понимаем совокупность способов самоорганизации их деятельности в соответствии с морально-эстетическими требованиями общества в процессе сопоставления собственных "этических инстанций" с социальными ожиданиями родных старше, сверстников.
Воспитание культуры поведения – важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Моральное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В воспитании культуры поведения личности выделяют несколько составляющих: моральное поведение, моральные знания и представления.
Основные цели морального воспитания ребенка:
- становление морального поведения, т.е. сознательный выбор морального поступка в простых и понятных детям ситуациях;
- овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали (положительного) и к их нарушению (отрицательного);
- возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и опыта использования положительных групповых норм.
3. Работа по воспитанию культуры поведения дошкольников должна носить системный характер. Процесс воспитания культуры поведения для педагога должен стать системой целенаправленного решения педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приемом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации. В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться моральные переживания, и соответствующие изменения в поведении.
Организация жизни детей в детском саду содержит значительный резерв морального воспитания. Все это открывает широкие возможности для руководства моральным развитием личности дошкольника и определяет важное направление методической работы. Оно основано на том, что методы морального воспитания можно разделить на две группы на основании того, кто является их носителем. Первую группу составляют методики, которые могут применяться только воспитателем. Во вторую группу входят методики, которые могут использоваться и самими детьми в отношении друг друга. Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ