воспитание и развитие детей дошкольного возраста М. Монтессори | Пример курсовой работы

воспитание и развитие детей дошкольного возраста М. Монтессори

Цель работы: раскрыть особенности влияния методики Марии Монтессори на воспитание дошкольников.

Все педагогические приемы и методы должна максимально облегчить детям путь достижения определенного уровня самостоятельности. Дети должны самостоятельно ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания, а во всем этом им должен оказать не навязчивую помощь педагог. Он должен помочь детям развить умение достигать поставленных личных целей и желаний. Все перечисленное является лишь одним из этапов воспитания независимой личности. Очень часто педагоги в какой-то мере прислуживают детям, рассматривая это как акт своеобразной угодливости по отношению к детям, они тем самым наносят им прямой вред, так как тем самым глушат их самостоятельную деятельность.
Определенная часть педагогов рассматривают маленьких детей как живых кукол, они их моют и кормят, убаюкивают так же, как если бы это были обыкновенные куклы. Они на секунду не задумываются над тем, что если ребенок не делает чего-то, то он просто не знает, как это делать. Ведь природа снабдила ребенка физическими и умственными способностями позволяющими уметь многое делать. Священный долг педагога заключается в том, чтобы оказать максимальную помощь ребенку в овладении необходимыми действиями, каких природа требует от него.
Реалии современного мира требуют из представителей подрастающего поколения создать сильных людей, а сильными людьми в наше время, прежде всего, могут считаться только самостоятельные и свободные личности.
Основная цель системы Монтессори заключается в воспитание свободного и самостоятельного человека, настоящей личности. Главным принципом педагогической системы Монтессори является то, что ребенок формирует себя сам, в процессе собственной познавательной деятельности. Сознание ребенка способно впитывает все происходящее вокруг него подобно губке. Поэтому процесс образования ребенка протекает согласно его биологических ритмов и с индивидуальным темпом присущим только данному ребенку.[8]
Подлинным гуманизмом данной образовательной системы является обращение к самой природе ребенка и полное отсутствие проявлений какого-либо авторитаризма.
Ребенок самостоятельно выбирал работу которая нравилась ему, из нескольких предложенных ему преподавателем. Она соответствовала его внутренним интересам, более того, он испытывал удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, так как поступал не по чьей-то указке, а согласно собственных желаний.
Другой особенностью педагогической системы Монтессори выступает максимальная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности в процессе обучения. Для чего используются заранее продуманные и умело составленные программы развития каждого ребенка. Программа рассчитана не только на сегодняшний день, а на несколько лет вперед, пропорционально соединяя в себе сам процесс обучения и воспитание, беря за основу обязательное стимулирование и поддержание детской активности. В процессе совершенствования собственных навыков, у ребенка постепенно росло чувство личной независимости, уверенности и самостоятельности. При этом у него появлялась любовь к самому процессу обучения и причины для напряженной самостоятельной познавательной деятельности.
Педагог в системе Монтессори влияет на ребенка с помощью различных дидактических материалов, с которыми ребенок контактирует в ходе ознакомления с программой обучения. В отличие от традиционного педагога Монтессори-учитель не тянет одеяло на себя в процессе обучения и поэтому когда дети занимаются в классе, его роль не заметна. Преподаватель не сидит за собственным столом, а активно участвует в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. При этом педагог позволяет себе вмешаться в деятельность ребенка лишь в случае необходимости.
Задачи, которые необходимо решить, в процессе воспитания и обучения [19]:
1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и совершенствовать мелкую моторику, особенно пальцев и мускул рук, с помощью этих упражнений соединить двигательные рефлексы с работой интеллекта.
2. Максимально расширить возможности детей в проявлении и развитии двигательной активности, тренировке в овладении собственным телом.
3. Укреплять здоровье детей. На практике реализуя программу закаливания водой, используя солнечные и воздушные ванные, фитотерапию и хождение босиком.
4.Учить детей заботится о себе: одеваться и раздеваться, причесываться, застегивать и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить и прочим самостоятельным действиям
5. Учить детей заботится об окружающей среде: убирать мусор, подметать пол, накрывать на стол, уходу за цветами, животными и растениями.
6. Предоставить каждому ребенку возможность индивидуально развивать и совершенствовать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла, а с помощью совершенствования процессов сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи.
7. В процессе обучения совершенствовать и расширять активный словарный запас ребенка.
8. В процессе обучения помогать формированию у детей навыков письма и чтения.
9. В процессе обучения способствовать развитию у детей математического мышления, навыков счета и исчислений в десятичной системе.
10. В процессе обучения способствовать развитию у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по определенным признакам.
11. Дать возможность детям почувствовать себя частичкой Вселенной.
12. В процессе обучения способствовать развитию у детей чувства ритма жизни, времени, живого и неживого, четырех стихий: земли, воды, воздуха, огня и разнообразных природных явлений. Знакомить с огромным миром природы России и Мира.
13. Поощрять проявление положительных эмоций, самостоятельность в поиске ответов на собственные вопросы.
14. Создать необходимые условия для развития художественно-творческих способностей детей..
15.Способствовать развитию музыкального слуха детей и ритмике их движений.
16. Создавать положительную и доброжелательную атмосферу в классе, поддерживать общий ритм жизни и деловой характер отношений.

Свой метод работы с детьми, построенный на активном наблюдении и базирующийся на естественных науках, М. Монтессори называла “методом научной педагогики”. Педагогика М. Монтессори, разработанная врачом в первую очередь для детей с проблемами в развитии, в дальнейшем стала применяться для воспитания детей, не имевших задержек в развитии, а затем и для детей, чье развитие опережало развитие сверстников. Результаты применения данной методики были хороши вне зависимости от того, для работы с какими детьми она применялось, так как главной целью воспитателя было максимальное раскрытие внутренних личностных характеристик ребенка.
Фундаментом метода Монтессори послужили опыты Клода Бернарда по работе с детьми с отсталым развитием, а так же труды французских специалистов, психиатра Эдуарда Сегена и врача-отоларинголога Жана-Гаспара Итара.
Система уникальных упражнений, разработанных автором и формирующих “подготовленную среду” для развития ребенка, является одной из отличительных особенностей Монтессори-педагогики.
Воспитатели, работающие по этой методике, беспрестанно ищут новые дидактические материалы, вкладывают душу и свой талант, делая большую часть работы самостоятельно. Но даже собрав всю коллекцию упражнений Монтессори, в одном детском саду, они не сделаете его Монтессори-детским садом, если сама методика воспитания не будет строиться по педагогическим принципам Монтессори.
Главный принцип воспитания состоит в том, что подготовленная среда окружающая ребенка в течение всего дня и должна быть максимально приближенной к домашней и ребенка в любой момент получить доступ к дидактическим “Монтессори-материалам”. Данные материалы представляют собой, что – то среднее между обычными учебными пособиями и развивающими играми.
Принципы воспитания Марии Монтессори
1. Нельзя трогать ребенка, пока он сам, в какой-либо форме, не обратится к тебе.
2. Ни в коем случае нельзя говорить плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
3. Необходимо быть активным в подготовке обучающей среды. Помогай ребенку находить креативное взаимодействие с ней, показывать место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
4.Всегда будь готов откликнуться на призыв ребенка, нуждающегося в тебе, внимательно слушать и отвечать ребенку, который обращается к тебе.
5. Уважай право ребенка на ошибку, ведь он позже исправить ее, но останавливай любое некорректное использование материала и любые действия, угрожающее личной безопасности или безопасности других детей.
6. Всегда помогай тем детям, кто ищет занятие, но не может выбрать его.
В наше время методика Марии Монтессори переживает второе рождение и тысячи педагогов не только в нашей стране, а и по всему миру признают уникальность и эффективность применения данной системы и работают по ее принципам. Открылись и успешно работают тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, строящих свою работу на педагогических принципах М. Монтессори.
Цель работы: раскрыть особенности влияния методики Марии Монтессори на воспитание дошкольников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!