Военно-педагогический взгляды и идеи Драгомирова М. И.

Цели и задачи

Цель данной работы осветить военно-педагогические взгляды и идеи Драгомирова М.

Введение и актуальность


Успех обучения молодых солдат, считал Драгомиров, зависит от манеры обращения с ними. «Обучающие должны помнить, – учил он, – что если молодой солдат не исполняет чего-либо или исполняет дурно, то это происходит, за весьма редкими исключениями, не от нерадения, а от непонимания требований; помочь этому можно только терпеливым и кратким объяснением молодому солдату того, что он должен делать, а не взысканиями; взыскания в подобных случаях могут только окончательно запугать и ошеломить его». Чрезвычайно актуальны и сегодня эти строки.
М.И. Драгомиров признавал, что «умело преподавать новобранцу не легко», гладкое изложение, последовательная аргументация для него совсем не годятся и дадут плохой результат. Нужно всегда учитывать особенности новобранцев. Важно также помнить, что учитель существует для ученика, а не наоборот. И потому учитель должен удовлетворять не своей потребности учить, а потребности ученика – знать, следовательно, давать ему только то, что без помощи учителя ученик узнать не может, не рассказывать ему того, что и без учителя понятно.
Ценными и поучительными являются идеи и опыт М.И. Драгомирова по тактической подготовке различных родов оружия: пехоты, конницы, артиллеристов. Его рекомендации по проведению учений с боевыми патронами, использованию забытого суворовского способа подготовки к бою – сквозных атак, осуществлению совместных маневров отрядов из разных родов войск и другие приемы, и способы сыграли важную роль в повышении качества боевой подготовки русской армии.
Драгомиров не только обосновал принципы и методы обучения, но указал также какими силами, каким кадровым составом можно обеспечить подготовку подразделений и частей. Он считал, что «самый добросовестный, знающий и деятельный ротный командир весьма мало сделает, если вообразит, будто сам все может сделать». Для успеха дела необходимо опираться на подготовленных офицеров, унтер-офицеров, учителей и сплоченный коллектив роты. «Нужно, – отмечал Драгомиров, – чтобы рота представляла не одну бесформенную массу, но слагалась из малых, органически сросшихся между собой частей, подобно тому, как это видим в человеческом теле. И всякая из этих малых частей должна иметь свою самостоятельную и ответственную голову и свое органическое сложение из частей меньших: только тогда она может быть признана, как орган роты, только тогда рота является организмом здоровым, имеющим внутренний порядок». А если все роты будут хорошо подготовлены, то и полк будет на высоте положения.
Многие передовые идеи М.И. Драгомирова нашли поддержку у руководства военным министерством России и были отражены в некоторых учебных, инструкциях и уставах, по которым учились войска русской армии. Руководителю занятия рекомендуется отметить, что сегодня, в ходе проведения военной реформы как никогда важно повысить эффективность обучения и воспитания военнослужащих. Поэтому обращение к педагогическим взглядам М.И. Драгомирова представляет несомненный интерес.

Заключение и вывод


В трудах Драгомирова анализируется и обобщается многовековой опыт подготовки войск к бою; в концентрированной форме описываются лучшие, прогрессивные идеи, накопленные национальными военно-теоретическими идеями на протяжении всей истории его развития; обосновано положение о связи и взаимодействии духовных и физических факторов человека. Он считал, что твердая закалка и натренированность солдат и офицеров будут основой бодрости их духа, а она в свою очередь позволит дольше и легче выносить все испытания при достижении победы в бою.
С именем М.И. Драгомирова связано создание в России целостной школы обучения и воспитания личного состава, которая основывалась на последних достижениях военно-педагогической мысли и строилась на учете конкретно-исторических реальностей русской армии конца XIX – начала XX в., учитывала специфику русского национального характера и другие факторы.
Основополагающим положением драгомировской школы обучения и воспитания войск является постулат о решающей роли человека в войне. Он остро полемизировал с теми, кто в изобретении и совершенствовании нарезного оружия увидел предпосылку угасания роли человека на поле боя. На основе обобщения опыта австро-итало-французской (1859 г.) и австро-прусской (1866 г.) войн, в ходе которых Драгомиров в качестве офицера нейтральной страны находился непосредственно на фронте, он пришел к прямо противоположному выводу: чем совершеннее будут средства вооруженной борьбы, тем больше будет возрастать роль и значение человека, использующего оружие на поле боя.
В соответствии с этим, считал он, должна строиться вся система боевой подготовки. В ее основу необходимо положить высокогуманный, человеческий подход к солдату, позволяющий раскрыть все его природные способности и возможности. Обучение и воспитание новобранца, считал Драгомиров, необходимо сообразовывать с его нравственным и физическим развитием. Оно должно строиться так, чтобы «новобранца обратить в солдата, т.е. специализировать, не ломая в нем человека».
Примечательно при этом, что солдат как объект воспитательного воздействия воспринимался Драгомировым вовсе не абстрактно. Его военно-педагогические идеи отличались тесной связью с потребностями боевой практики войск. Для него солдат, офицер – человек своей эпохи и своей страны. Он был решительным противником универсальной военно-педагогической системы, одинаково пригодной для всех времен и народов. Система Драгомирова глубоко национальна. Она учитывала своеобразие русских условий и традиций, черты национального характера русского солдата. В этом отношении Драгомиров был горячим приверженцем и последовательным продолжателем суворовских методов подготовки войск. Он не упускал случая опереться на авторитет Суворова, когда приходилось выступать против тех, кто предавал забвению национальные черты военного искусства, впадал в бездумное подражательство, увлекался, в частности, прусскими методами подготовки войск. «Не мешало бы вспомнить, – писал он, – отношение великого старика к прусской муштре. Ведь он показал, что умел и учить русского человека, и побеждать с ним, следовательно, понимал, как его надо вести, мы же умиляемся перед иностранными приемами, а своих знать не хотим».
Войсковая практика подтвердили жизненность и важность идей замечательного русского военного теоретика и педагога. Умелое, творческое их использование командирами и начальниками всех уровней, несомненно, поможет в современных условиях успешнее решать задачи по реформированию и укреплению Вооруженных Сил России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ