Внутригрупповые конфликты и способы их разрешения.

Несмотря на признание связи конфликта с противоречиями, фактически отсутствуют исследования этой связи в малых группах, в том числе производственных. Изучение этой проблемы предполагает учитывать то обстоятельство, что противоречия и конфликты имеют разнообразные формы проявления в группе. Следовательно, надо рассматривать многообразие связей между теми или иными аспектами данных явлений. Только в этом случае можно выяснить, какие противоречия и в какой мере детерминируют те или иные формы проявления конфликта в группе.
В некоторых литературных источниках указываются разновидности противоречий, возникающих в групповом контексте. Так, Л. А. Эрберт выделяет шесть противоречивых отношений в диадах: три внутренних (автономность-связанность, предсказуемость-новизна, открытость-закрытость) и три внешних (открытость-закрытость, интеграция-сепарация, конвенциональность-уникальность).
А. Г. Кирпичник исследовал два вида противоречий в юношеских группах: во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и одновременно усиливающейся тенденцией интеграции их с группой.
Применительно к производственным группам выделяют либо отдельные противоречия, либо типологию противоречий. В первом случае, в качестве примера, можно указать противоречие, связанное с нацеленностью на высокий результат работы всей бригады, с одной стороны, и недостаточной информированностью о делах других бригад, с другой, противоречие при определении доли материального вознаграждения из заработного фонда бригады, противоречие между старыми способами выполнения производственных заданий и новыми требованиями организационного взаимодействия в бригаде. Во втором случае можно указать типологию межличностных противоречий, которая будет использоваться в данном исследовании. Она включает:
— противоречия интересов: восприятие отличия или несовместимости целей, потребностей и интересов членов группы, конкуренции за власть, материальные блага и др.;
— деятельностно-организационные противоречия: восприятие отличия или несоответствия между ожиданиями членов группы относительно ролевых позиций, функционала друг друга, с одной стороны, и организацией руководителями их совместной деятельности, с другой;
— деятельностно-санкционирующие противоречия: отрицательное восприятие и оценивание членами группы друг друга из-за поощрений или наказаний со стороны руководства (неадекватное распределение руководством благ среди членов группы, не справедливое поощрение и наказание за работу);
— противоречие мнений и идей: восприятие отличия или противоположность в восприятии и оценках возникающих в группе ситуаций, способов достижения групповых целей и задач;
— личностно-поведенческие противоречия: восприятие несоответствия или противоположности между ожиданиями и поведенческими реакциями (неуравновешенность, агрессивность, нетерпимость и др.) членов группы;
— ценностно-нормативные противоречия: восприятие несоответствия или противоположности между ожиданиями и моральными поступками (доносительство, шантаж и др.) членов группы.
Внутригрупповой конфликт преимущественно изучается на уровне межличностного конфликта. Причем некоторые авторы различают два типа такого конфликта, например, конфликт отношения и задачи, предметно-деловой и личностно-прагматический конфликт. Однако наряду с межличностным конфликтом в группе могут быть другие уровни конфликта, например, конфликт между индивидом и группой, между индивидом и подгруппой. Не только межличностный конфликт, но и другие его уровни могут иметь несколько типов.
Так, многомерная концептуальная модель конфликта в группе включает два измерения: уровни и типы конфликта.
Первое измерение — уровни проявления конфликта, к которым относятся:

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ