Влияние внутрисемейных отношений на успеваемость младших школьников | Пример курсовой работы

Влияние внутрисемейных отношений на успеваемость младших школьников

Цель исследования – изучить компьютерную зависимость как форму девиантного поведения, проанализировать причины ее возникновения и провести диагностику уровня компьютерной зависимости среди подростков.

Таким образом, девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Девиантное поведение, несмотря на предложенную трактовку, может быть позитивным, так и негативным. Но в рамках нашего исследования мы будем рассматривать негативную функцию девиации, в частности, – одну из форм девиантного поведения – аддиктивное поведение. Под аддиктивным поведением понимается одна из форм девиантного поведения, выражающаяся в уходе от реальности посредством изменения психического состояния, что может быть достигнуто разными способами. В зависимости от способа ухода от реальности выделяют различные виды аддиктивного поведения: табакокурение, алкогольная, наркотическая зависимость, а также достаточно молодая, но не менее опасная зависимость – компьютерная. В следующем параграфе мы рассмотрим один из видов компьютерной зависимости – интернет-зависимость.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения, выражающаяся в уходе от реальности посредством изменения психического состояния, что может быть достигнуто разными способами. В зависимости от способа ухода от реальности выделяют различные виды аддиктивного поведения: табакокурение, алкогольная, наркотическая зависимость, а также достаточно молодая, но не менее опасная зависимость – компьютерная.
Анализ зарубежных и отечественных литературных источников помог нам классифицировать взгляды исследователей относительно причин возникновения компьютерной зависимости: неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), которая мешает ребенку строить отношения со сверстниками, что приводит к отчуждению от своей социальной группы (школьный класс, дитсадкова группа и т.д.); недостаточный уровень общения со знающими в жизни ребенка людьми; желание выплеснуть свои эмоции в виртуальном мире или наоборот, компенсировать отсутствие определенных эмоциональных состояний в реальном мире за счет виртуального; неприятие ребенка окружением за счет ее психологических особенностей; проблемы с самовыражением в реальном мире из-за страха или других причин; недостаток родительского внимания к ребенку.
Анализ научных исследований дал нам возможность выделить симптомы игровой компьютерной зависимости на психофизиологическом уровне: а) болевые ощущения в запястном и локтевом суставах; б) нарушение сна; в) боли в шее и спине; г) головные боли; д) сухость глаз; е) неспособность регулярно питаться и пренебрежение личной гигиеной.
В эмпирическом исследовании участвовало 24 подростка. На основе диагностического этапа исследования особенностей формирования игровой зависимости подростков мы сделали вывод, что когнитивный компонент зависимости подростков от киберпространства сформирован на среднем уровне. Ценностно-мотивационный компонент зависимости подростков сформирован на среднем уровне и деятельностно-поведенческий компонент зависимости подростков тоже находится на среднем уровне, но есть 5 учеников, которые уже имеют зависимость от Интернета.
В результате исследования идентификации компьютерной игровой зависимости оказалось, что каждый третий исследуемый по собственной оценке использует компьютер для игры часто или очень часто, девушкам менее свойственно увлечение компьютерными играми, чем ребятам. Каждый второй подросток играет, чтобы поднять настроение. Подростки не осознают вредных последствий длительных компьютерных игр. Вызывает беспокойство тот факт, что каждый третий играет для того, чтобы «убить время», в тот момент, когда это время нужно тратить на обучение, чтение литературы и выполнение домашних обязанностей. Каждый пятый пытается утвердиться благодаря игре, с помощью прохождения более сложных задач. 5 исследуемых имеют высокую вероятность игровой зависимости.
Проанализировав ответы подростков можно отметить, что значительное место в жизни подростков занимают современные технологии. Но важно отметить, в исследуемые оказывают большое предпочтение общению с друзьями, чем сидеть за компьютером или телевизором. С одной стороны это является положительным аспектом, а с другой – не все имеют много друзей, не все могут легко найти общий язык со сверстниками.
Часто именно одиночество является толчком к зависимости компьютером, ведь в виртуальном мире все так просто, все так как хочется. Подросток сначала увлекается играми и социальными сетями, а впоследствии становится от них зависимым.
Нарушение социально-психологических установок личности при игровой зависимости приводит к разрушению социального поведения, межличностным конфликтам, вовлечению человека в асоциальное и преступное поведение. Важнейшим шагом на пути преодоления компьютерной и других видов зависимости является признание проблемы и активная потребность в здоровом образе жизни.
Цель исследования – изучить компьютерную зависимость как форму девиантного поведения, проанализировать причины ее возникновения и провести диагностику уровня компьютерной зависимости среди подростков.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!