Влияние стиля воспитания в семье на психологическое здоровье детей. | Пример курсовой работы

Влияние стиля воспитания в семье на психологическое здоровье детей.

Цель курсовой работы – выявить связь стилей семейного воспитания и особенностей психологического развития ребенка младшего школьного возраста.

Авторитарный воспитательный стиль (в основе – тактика диктата) означает подавления чувства достоинства, инициативы, самостоятельности одними членами семьи (чаще взрослыми) у других. Жесткие приказы, принуждение, произвол родителей приводят к значительным нарушениям в формировании личности ребенка. Как показывают исследования, угрозы, насилие, давление вызывают ответную грубость, вспышки агрессивности, лживость, лицемерие, даже откровенную ненависть. Если родителям, другим значимым взрослым удается сломить сопротивление ребенка, то одновременно они ломают и важные качества личности, на которые, собственно, нет запроса в данных условиях и развитие которых становится невозможным.
Авторитарный стиль проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства в других ее членов. Безоглядная авторитарность родителей, которая сопровождается систематическим игнорированием интересов и отношение ребенка, лишением его права голоса при решениях вопросов, имеющих к нему непосредственное отношение – все это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка [25, с. 4].
Демократический стиль семейных отношений (тактика сотрудничества) предполагает не только родительскую поддержку и помощь в их отдельных делах, но и взаимопонимание, взаимоуважение детей и родителей, установление партнерских на паритетных основах взаимоотношений, основанных на сострадании, сопереживании, ответственности за последствия своей активности [6 , с. 47].
Демократический стиль семейных отношений в основе имеет опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и нравственными ценностями. Понимание сотрудничества как тактики воспитания не сводится только к ориентации родителей на помощь и поддержку детей в их отдельных делах (обучение, осложнения во взаимодействии с окружением, приобретение трудовых навыков) и участие детей в домашнем труде (посильная уборка, походы за покупками, уходу за младшими детьми), хотя это и существенная сторона совместной деятельности детей и взрослых.
Либеральный стиль (тактика невмешательства) – система межличностных отношений в семье строится на признании (целесообразности) независимого существования взрослых и детей. Родители как воспитатели, по данному типу взаимоотношений, зачастую уклоняются от активного позитивного вмешательства в жизнь ребенка. Их больше привлекает комфортное сосуществование с детьми, не требующее глубоких душевных переживаний. При таких условиях ребенок становится эмоционально безразличным к другим, ярко проявляется эгоцентризм, индивидуализм, а семья для него – лишь необходимая формальность. Либеральный стиль имеет в основе пассивность родителей как воспитателей [16, с. 17].
Потуральний воспитательный стиль (тактика опеки и безоглядной любви) состоит в том, что родители собственными усилиями, трудом пытаются удовлетворить все потребности ребенка, ограждая ее от любых забот, сложностей и тому подобное. Поэтому ребенок, искусственно лишен возможности проявлять себя в достижении определенных результатов, отвечать за последствия своих действий и т.д., растет инфантильным, беспомощным, безынициативным, избегает ответственности за определенные действия, решения [28].
Доминирующей характеристикой человека, который растет в условиях потурального стиля, является эгоцентризм. В отношении к людям, которые его окружают, действует установка: каждый, кто не ставит целью удовлетворять его потребности, – эгоист, человек нежелателен для дальнейшего общения, даже враждебный.
При таких условиях искусственного дистанцирования от усилий и ответственности ребенок вырастает вялым и безразличным ко всему, что не касается его личных интересов. Он остается некомпетентным и беспомощным в решении вопросов, касающихся непосредственного удовлетворения его потребностей, а тем более общих проблем семьи. Интегральным итогом такой тактики семейного воспитания является инфантилизм детей, их стремление избегать ответственных решений и видов активности, которые требуют от человека мобилизации физических и личностных усилий [25, с.4].
Выделяют также неустойчивый стиль воспитания, для которого характерный непредсказуем переход родителей от одного к другому стилю отношение к ребенку. Такие «перепады» рождают недоверие к родителям, отчужденность, формируют установки реагировать не на содержание обращений, требований, а на форму. Для удовлетворения своих индивидуалистических потребностей дети пытаются использовать ситуативно благоприятный эмоциональный фон отношений с родителями [29, с. 84].
Как правило, сам стиль определяет в семье систему воспитания, сочетающий объективно существующую и не всегда осознанную конфигурацию целей и задач воспитательной работы с детьми, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего можно допустить по отношению к детям. Своеобразие сочетания родителями в отношении к ребенку социальных ожиданий (надежд), требований и контролирующих санкций в психологии принято определять как стиль семейного воспитания. Демократический стиль родительского отношения к детям признается продуктивной тактикой семейного воспитания.
В данной курсовой работе мы исследовали одну из актуальных проблем современной психолого-социологической науки – влияние стиля воспитания в семье на психологическое здоровье детей. Изучение и анализ ряда литературных источников позволили сделать следующие выводы и обобщения.
Семья – неотъемлемая часть структуры общества, связующее звено между ним и человеком, обеспечивает непрерывность преемственности между поколениями. С одной стороны, семья – замкнутое объединение людей, защищает свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоит внешнему воздействию. Если лишить семью его внутреннего мира, сделать все, что в ней происходит, открытым для общества, она распадется. Кроме того, семья является открытой для различных процессов общественного развития и это не разрушает ее, а, наоборот, способствует удовлетворению потребности в общении с другими людьми, гарантирует чувство безопасности.
Процесс развития ребенка предусматривает разностороннее познание маленьким человеком окружающей действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение к национальной и общечеловеческой культуры. Поэтому ведущими факторами в формировании детской личности выступают нравственная атмосфера, царящая в семье, способ внутрисемейной жизни и его стиль. Речь идет о установках, системе ценностей семьи, взаимоотношениях ее членов между собой и отношение к другим, нравственные идеалы, потребности, семейные традиции и тому подобное.
Анализ жизненных реалий свидетельствует, что общая картина ценностных ориентаций взрослых членов семьи характеризуется неустойчивостью. Кризисное состояние экономического и социального развития России обусловил приоритет материального фактора, вызывает целый ряд противоречий в установках семьи, влияет на содержательное наполнение ее функций. Это проявляется потому, что дефицит денежных знаков (действительный или мнимый) или их сверхтяжелый заработок вызывает снижение внимания родителей к привитие детям умений и навыков трудолюбия, формирует пренебрежительное отношение к ценностям труда.
Подводя итог, нужно отметить, что родители считают, что именно они осуществляют основное воспитательное воздействие на детей. Определенное значение, по их мнению, имеет также влияние неформальных объединений и кинопродукции. Влияние книг и школы расценивается ими как незначительное. Также можно предположить, что родители в основном понимают воспитание как целенаправленный процесс воздействия на ребенка (для воспитания необходимо выбрать определенный промежуток времени, соответствующие методы и «воспитывать»). В то же время они недооценивают воспитательное воздействие повседневной жизни семьи, значение собственной бытового поведения, обычного семейного общения, не понимая, что именно повседневный влияние обуславливает выработку у ребенка на неосознанном уровне определенных стереотипов поведения, которые, в свою очередь, определяют не только отдельные привычки и жизненные установки, но и в значительной степени влияют на выработку ребенком модели собственной будущей жизни.
За последние годы семья потеряла много ценностей, которые веками считались основой семейного воспитания. Среди основных ценностей, на которые родители ориентируют детей, наиболее распространенными в порядке их значения являются образование, благосостояние, профессиональное самоутверждение, уважение со стороны друзей, семья. Ориентация детей на моральные ценности характерна для 11% семей, на общественные – 9%, на религиозные – 5%.
Итак, разные стили ухода, общения, взаимодействия родителей с детьми способствуют развитию и закреплению определенных особенностей детского поведения и характера, определяющие направление развития самосознания. Учитывая это, главным показателем благоприятности родительско-детских отношений является их адекватность, что означает тождественность, достаточное соответствие возможностям, способностям, индивидуальным особенностям ребенка. Принятие ребенка таким, какой он есть, с его своеобразием врожденного темперамента, характера, формируется, особенностями личности развивающихся непременно определяет адекватные представления о ней и необходимые способы поведения.
Отсюда следует, что оптимизация важной роли семьи в современных социально-экономических условиях – одна из важнейших задач общества, всех его социальных институтов, психолого-педагогической науки. Особая роль в этом принадлежит социальным службам, которые в силу содержания и направленности своей деятельности, наличия квалифицированных работников, могут предоставить семье существенную помощь как в воспитании детей, так и в улучшении внутрисемейных отношений в целом. Одной из важных предпосылок надлежащего и эффективного решения этих задач является знание средств, методов и форм семейного воспитания, основанное на гуманизме и демократии.
Цель курсовой работы – выявить связь стилей семейного воспитания и особенностей психологического развития ребенка младшего школьного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × пять =