«Влияние стиля воспитания ребенка на протекание кризисов развития (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет)» | Пример курсовой работы

«Влияние стиля воспитания ребенка на протекание кризисов развития (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет)»


Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.
Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: “Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом”.
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: “Можешь рисовать, как хочешь”.
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 
1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи; 
2) где работают или учатся члены семьи; 
3) как в семье распределяются домашние обязанности; 
4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: 
1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); 
2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования). 
Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.
Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.
Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов: 
1) благоприятная семейная ситуация; 
2) тревожность; 
3) конфликтность в семье; 
4) чувство неполноценности; 
5) враждебность в семейной ситуации.
Таблица симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс
Симптом Балл

Проведенное нами эмпирическое исследование посвящено проблеме влияния стиля воспитания ребенка на протекание кризисов развития (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет).
В своей работе мы рассмотрели теоретико-методологический аспект проблемы изучения влияния стиля воспитания ребенка на протекание кризисов развития (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет).
За основу периодизации кризисов развития ребенка нами была взяты труды Л.С. Выготского, который выделил: кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, кризис 13 лет.
Нами было установлено, что на современном этапе развития психологической науки возрастные кризисы рассматриваются как планомерные законы развития личности на всем протяжении жизненного цикла человека. В зависимости от индивидуальных, социокультурных и других условий, оказывающих влияние на развитие личности ребенка, границы кризиса не определены; протекание кризиса развития может отличаться по длительности, форме, остроте.
Наиболее сложным и остро протекающим является подростковый кризис развития, так как формируется основа личности, ее характер, первые убеждения, мировоззрение.
Воспитательная система каждой семьи определена методами и приемами воспитания, контролем, требованиями, поддержкой. Различное сочетание этих характеристик определяет стиль воспитания семьи. При этом стили воспитания также могут сочетаться между собой в одной семье в зависимости от ситуации, от родителя.
В ходе теоретического анализа нами были выделены три основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный, а также четвертый стиль воспитания – попустительский, который очень схож с либеральным стилем воспитания. Наиболее оптимальным и гармоничным стилем воспитания является демократический стиль воспитания.
В работах М.И. Лисиной, Ю. Б. Гиппенрейтера подчеркивается важное значение сложившегося семейного уклада, стиля воспитания в период протекания кризисов развития ребенка. Стили воспитания в семье формируют личность ребенка, его характер, самооценку. Важность приобретает единство стиля воспитания всех членов семьи.
На основе специально подобранных методик – тест «Какой у вас стиль общения и воспитания?» (модификация теста Р.В. Овчаровой); «Кинетический рисунок семьи» (КРС), авторы Р.Бернс, С.Кауфман; «Шкала оценки своей компетентности» С. Хартер в адаптации Н.С. Чернышевой было организовано и проведено эмпирическое исследование на базе развивающего центра «Жемчужина» г. Москва. В исследовании приняли участие 25 детей, возраст которых приходится на момент прохождения кризиса развития –7 лет, и их родители. Возраст родителей – 24-45 лет. Таким образом, в исследовании приняло участие 50 человек.
Изучив полученные данные и обработав их с помощью методов статистической обработки данных, мы установили, что стили воспитания ребенка оказывают влияние на протекание кризисов развития.
Таким образом, поставленные нами задачи реализованы, а, следовательно, цель исследовательской работы достигнута.
В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получает подтверждение.
Результаты данного исследования были представлены педагогам, педагогу-психологу, воспитателю и родителям для организации дальнейшей работы с семьями по коррекции неблагоприятных стилей воспитания в семье.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!