влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Цели и задачи
Цель данного исследования: выявление влияния стилей семейного воспитания на формирование самооценки.
Введение и актуальность
С.Г. Якобсон и Г.И. Морева утверждают «Самооценку принято понимать, как оценку, которую человек дает себе сам. Однако такое понимание не учитывает некоторых специфических случаев, когда даваемая себе оценка, тем не менее, не совпадает с самооценкой. Подобное несовпадение может иметь место, если оценка себя является вынужденной и дается под контролем других. Например, ребенка подводят к необходимости признать, что он поступил плохо, съев мороженое без спроса. Несмотря на эту оценку своего поведения, ребенок может считать, что он поступил правильно: ведь другие дети тоже ели мороженое без разрешения, но их никто не ругал за это. Такое убеждение и является его подлинной самооценкой. Поэтому мы понимаем самооценку как ту оценку, которую ребенок дает себе сам в отсутствии внешнего контроля за результатами оценочного акта.» [5, с. 56].
Значимую роль в развитии самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. В процессе общения ребенок проявляет отношение к сверстникам, а также узнает себя со стороны. Анализируя результаты деятельности других детей, он учится оценивать собственные. В общении со сверстниками происходит учение оценивать действия другого человека и стимулирует развитие самооценки.
Самооценка у детей старшего дошкольного возраста часто встречается не адекватная или завышенная, это происходит по причине того, что ребенку сложно выделить свои умения от себя как личности в целом. Признать для ребенка то, что он хуже других что-либо делает, значит признать, что он хуже сверстников. Ребенок в данном возрасте свои умения и способности отождествляет с собой в целом.
Взрослея ребенок способен адекватно оценивать свои возможности, в результате чего самооценка ребенка старшего дошкольного возраста становится правильной. Самооценка отражается в продуктивных видах деятельности и играх, в которых возможно увидеть свой результат и сравнить его с другими. В продуктивной деятельности, в рисунках, лепке, конструировании ребенку наиболее легче оценить себя.
Б.С. Волков считает, что «исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает детям старшего дошкольного возраста возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника» [1, с. 170]. Например, при игре в школу, один ребенок играет роль педагога, другие дети – роль учеников.
В игровой деятельности ребенка дошкольного возраста развиваются основные новообразования. Например, игры ребенка в дочки – матери.
Самооценка ребенка развивается в различной деятельности. В изобразительной, музыкальной, танцевальной и другой деятельности, где ребенок оценивает себя по-разному.
Дети старшего дошкольного возраста с адекватной самооценкой способны анализировать свою деятельность и её результаты. Такие дети уверены в себе, уравновешенны, быстро включаются в деятельность, активны, способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, легко идут на контакт, стремятся взаимодействовать и общаться с окружающими. В ситуации неудач не расстраиваются и ищут способы решения поставленных задач. Стремятся участвовать в практической деятельности. Успешное завершение их деятельности стимулирует к выполнению более сложной. Такие дети добиваются успеха. Дети, у которых занижена самооценка, чаще всего молчаливы, нерешительны, мало общаются с окружающими, трудно включаются в деятельность, неуверенные в себе, тревожны, медлительны, в их движениях присутствует скованность. Такие дети очень чувствительны, легко ранимы, не могут постоять за себя, сотрудничать не стремятся. При столкновении с трудными задачами, стараются их избегать, но при помощи взрослого справляются с ними. Перед выполнением задания долго думает, боясь выполнить неправильно. Для таких детей важна поддержка взрослого и его оценка.
М.И. Лисина полагает, что «четкая и уверенная конкретная самооценка – важнейшее достижение дошкольного возраста, обеспечивающее (наряду с другими неотъемлемыми условиями) готовность детей к обучению в школе, поскольку без нее невозможно построение у детей учебных действий и рефлексии» [3, с. 143].
Таким образом, при работе с детьми дошкольного возраста особое внимание уделяется не только игровой деятельности и общению со сверстниками, но и формированию адекватной самооценки. В этом важная роль принадлежит педагогу (воспитателю), который должен знать и учитывать все психические и познавательные особенности дошкольника. Например, детям с заниженной самооценкой достаточно услышать похвалу и эмоциональную поддержку со стороны педагога, что способствует частичному снятию тревожности и неуверенности в себе.
Заключение и вывод
В ходе написания курсовой работы поставленные задачи были выполнены: изучена научная литература по проблеме исследования; проанализированы особенности самооценки старших дошкольников и стили воспитания их в семье; рассмотрено влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки ребенка.
Семья – это институт, важнейшая функция которого - воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т.к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Дети должны чувствовать себя любимыми и желанными. Нельзя физически наказывать ребенка, что бы он ни совершил. Но не рекомендуется потакать ему во всех его капризах. В семье ребенок получает все виды воспитания: физическое, трудовое, умственное, эстетическое и нравственное.
Важность старшего дошкольного возраста состоит в том, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления, формирование моральных и социальных установок личности.
Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь, в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.
В семьях с авторитарным и либеральным стилями воспитания дети имеют низкую самооценку и обладают высоким уровнем тревожности.
В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют адекватную самооценку и средний уровень тревожности.
Таким образом, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
Уважать право ребенка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.Можно сделать вывод, о том, что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей действительно влияют на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт