Влияние полних и неполных семей на развитие ребенка | Пример курсовой работы

Влияние полних и неполных семей на развитие ребенка

Целью настоящей работы является анализ влияния полных и неполных семей на развитие ребенка.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности [1, с. 96].
Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности [2, с. 157].
В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
В настоящее время повышается число женщин, состоящих в браке и, при этом, рожающих ребенка. Высокий процент браков, в настоящее время, заканчивается разводом. Уже стало обычным явлением, когда воспитание ребенка осуществляется только одним из родителей. Как показывает житейская практика и результаты исследования, это весьма негативно влияет на процесс и результаты развитие ребенка, на формирование его личности, и на выстраивание будущих отношений с противоположным полом. Как итог, это наносит ущерб полноценной жизни будущего члена общества.
В практической части настоящей работы анализировалось влияние полных и неполных семей на уровень развития конкретных детей. Для этого было сформировано две группы детей: одна группа детей из полных семей, вторая – из неполных семей. Обе группы по 20 человек, и в каждой группе 10 мальчиков и 10 девочек. Все дети в возрасте 9-10 лет. Все дети являются учащимися 3-4-х классов Средней общеобразовательной школы №9 г. Калуги. Исследовались такие компоненты развития детей, как школьная успеваемость, а также развитие социальных навыков, таких как: общительность, любознательность, доминантность, отношение к родителям и родственникам, а также общий уровень адекватности поведения (который также является результатом развития личности).
Для исследования уровня развития детьми из неполных и полных семей использовались следующие психологические методики:
1) метод опроса;
2) прогрессивные матрицы Равенна;
2) методика Рене Жиля.
Наиболее важные результаты исследования следующие.
Анализ общих данных о детях, полученных при помощи методики опроса при участии классных руководителей, дало возможность установить ряд значимых отличий между разными группами испытуемых. Выяснилось, что дети, воспитывающиеся в полных семьях, отличаются тем, что имеют более высокий уровень школьной успеваемостью, а именно: учатся на «отлично» и «хорошо» соответственно в 15% и 45% случаев, а дети из неполных семей – только в 10% и 35% случаев соответственно. При этом, как отмечают классные руководители обучающихся, дети из полных семей проявляются больше активности, инициативности и творчества на занятиях, больше участвуют во внеклассных мероприятиях, менее конфликтны и имеют более широкий круг общения.
Значимым фактом является следующее. В рассматриваемых группах родителей зафиксировано различия в полученном уровне образования. Так, У родителей в неполных семьях в 30% случаев имеется высшее образование, и в 60% случаев – среднее специальное, тогда как в полных семьях высшее образование зафиксировано у 70% родителей. Это важно, поскольку, возможно, образование родителей существенно влияет на уровень требований к содержанию образования и успехам учеников.
В среднем, результаты детей из полных семей лучше, чем у детей из неполных семей. Так, в среднем по группе, дети из неполных семей показали результат на уровне 48,8%, а дети из полных семей – на уровне 62,4%. Согласно ключам к тесту Равена, и тот и другой результат относятся к среднему уровню невербального интеллекта; тем не менее, результаты детей из полных семей оказались выше. Отличаются результаты по количеству детей с интеллектом выше среднего (соответственно 0 и 2 ребенка) и по количеству детей с интеллектом ниже среднего (соответственно 1 и 0 детей) в пользу полных семей.
Также было установлено, что дети из полных семей показывают более высокую степень социальной адаптации, общительности, любознательности. Дети из полных семей продемонстрировали более высокие показатели доминирования, чем детей из неполных семей. Этот показатель отражает стремление и потенциал лидерства. Дети в полных семьях также обладают большим энтузиазмом и более высокой потребностью в общении, чем дети из неполных семей. Напротив, у детей из неполных семей отмечается более высокий уровень отгороженности и закрытости от общества.
В ходе исследования было установлено, что уровень школьной успеваемости на 85-90% зависит от показателей психологического развития детей, причем это подтвердил корреляционный анализ как группы детей из неполных, так и группы детей из полных семей.
Тем самым, выдвинутая гипотеза о том, что развитие детей из неполных семей ниже, чем их сверстников из полных семей, подтвердилась. Значит, факт того, что семья полная, благотворно влияет на уровень развития детей.
Целью настоящей работы является анализ влияния полных и неполных семей на развитие ребенка.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!