ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СФОРМИРОВАННУЮ УЧЕБНУЮ ГРУППУ | Пример курсовой работы

ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СФОРМИРОВАННУЮ УЧЕБНУЮ ГРУППУ

Цель исследования – изучить влияние межличностных отношений на сформированную учебную группу.

Потребность в общении у высших животных и у человека – врожденная, запрограммирована природой. У ребенка потребность в общении проявляется уже в младенческом периоде, когда он ищет контакта с матерью. Затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Если у животных не только потребность общения, но и язык общения также запрограммирован, то дитя человека еще должно овладеть языком общения окружающих его людей, и прежде всего языком речевого общения как главного средства формирования сознания и личности.
Включаясь во взаимодействие, индивиды ищут «точки» согласия. Причем на первых этапах контакта такими точками являются оценки и мнения о малозначимых для личности событиях, фактах. По мере углубления взаимодействий за счет увеличения длительности и значимости совместной деятельности и общения роль существенных интересов и ценностных ориентаций усиливается.
В процессе общения на основе соответствующих контактов, взаимодействий возникают представления о членах коллектива, складываются определенные межличностные отношения.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Психологическое единство в группе возникает на основе общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе. Эта согласованность касается не только взглядов, мнений людей, но и их отношения, эмоциональной реакции на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера.
Сплоченность как особенность группы характеризует психологическую близость членов коллектива, основанную на определенной согласованности, степени совпадения мнений, позиций, установок членов группы по отношению к значимым для ее жизнедеятельности вопросам.
Сплоченная группа во многих случаях представляет ценность и для отдельных членов группы, так как приводит к росту удовлетворенности своей группой и участием в ней, снижению тревожности, стабилизации самооценки.
Сплочению группы способствуют разные деятельностные факторы, среди которых следует отметить групповые формы принятия решений, коллективные переживания происходящих событий и успеха деятельности, равноправное участие членов, правильная организация совместной деятельности и др.
Значимость сплоченности в учебной группе чрезвычайно велика для учебно-воспитательного процесса, так как способствует укреплению дисциплины, повышению уровня успеваемости и в дальнейшем положительно сказывается на выполнении профессиональной деятельности.
Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (учеба, труд, спорт, отдых, путешествия и т. п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми – вот это способствует укреплению и развитию коллектива.
В процессе исследования была разработана программа педагогической диагностики, представляющая собой систему технологических процедур, включающих в себя проектирование и организацию процесса диагностики формирования межличностных отношений, обученности, воспитанности, развития, образованности учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. Данная программа реализует обучающую, воспитывающую и развивающую функции и нацелена на повышение качества обучения и образования в учебной группе и в учебном заведении в целом.
Программа диагностики формирования межличностных отношений в учебных группах включает компоненты: определение цели и задач диагностики; определение содержания (объектов) диагностики; выбор методов, приемов, средств диагностики; организация диагностических процедур (непосредственная реализация приемов диагностики); оценивание результатов диагностики и определение педагогических рекомендаций; анализ результатов диагностики.
Как показали результаты исследования, разработка и реализация программы диагностики формирования межличностных отношений в учебных группах обеспечивает не только констатацию уровня сформированности межличностных отношений, но и позволяет более точно и объективно отслеживать результаты и вносить коррективы в процесс формирования межличностных отношений в учебных группах.
В ходе исследования были определены пути совершенствования диагностики формирования межличностных отношений в учебных группах: педагогическое сопровождение процесса формирования и развития межличностных отношений в учебных группах; комплексное применение методов и приемов педагогической диагностики в интересах формирования и
развития межличностных отношений в учебных группах.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в его направленности на совершенствование формирования межличностных отношений как фактора сплочения учебного коллектива, повышение качества обучения и воспитания в учебном заведении. Результаты и выводы могут быть использованы в научных, учебных и воспитательных целях и позволят более эффективно осуществлять педагогическую диагностику и формирование межличностных отношений в ходе образовательного процесса в учебных заведениях.
Среди социальных групп, функционирующих в обществе, важное место принадлежит малым группам, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие между людьми. Малые группы являются звеном, опоcредующим взаимосвязь общества и личности.
Под малой группой понимается реальное существование группы людей, которые имеют непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредованно совместной деятельностью и определяется особыми нормами, принятыми в группе. Также здесь подчеркивается роль общественных отношений, где группа выступает как «звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры», при этом через личные контакты реализуются определенные общественные связи.
Деятельность малых групп – сложный многогранный объект исследования, многочисленные компоненты которого образуют определенную структуру.
В группе каждый индивид занимает определенный социальный статус. Каждый статус несет в себе какую-то функцию. Выделяются различные типологии статусов в зависимости от положения индивида, его местонахождения, личных качеств и т.п. социальная роль связана с социальным статусом, она определяет поведение, которое окружающие ожидают от человека, имеющего определенный статус.
Для изучения взаимоотношений в коллективе и социометрического статуса используется метод социометрии, предложенный Л.Я. Морено. Само понятие социометрической структуры группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который определяется при анализе суммы предпочтений, получаемых от других членов группы. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному человеку. Так, социометрический статус «звезды» показывает максимальное количество полученных выборов и, как следствие, позитивное отношение к человеку большинства членов группы. Напротив, социометрический статус «изолированных», не получивших ни одного выбора, показывает их низкое положение в статусной иерархии группы. Позиция «изолированного» человека в группе наиболее неблагоприятна, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы равнодушны.
В эмпирической части исследования для изучения межличностных отношений в коллективе были использованы опросник Т. Лири (ДМО) и социометрический метод.
Результаты исследования позволили выявить ведущий тип взаимодействия членов группы с разным социометрическим статусом:
– лидеры группы характеризуются I типом взаимодействия – «властный – лидирующий»;
– «предпочитаемые» группы используют VII тип взаимодействия – «сотрудничающий – конвенциальный»;
– часть «пренебрегаемых» также используют VII тип взаимодействия – «сотрудничающий – конвенциальный» и часть «пренебрегаемых» с I типом взаимодействия;
– для «отвергаемых» членов группы характерен VIII тип взаимодействия – «ответственный – великодушный». Мы можем предположить, что статус личности в группе зависит от типа взаимодействия.
Выдвинутая гипотеза о том, что испытуемые с разным социометрическим статусом будут отличаться типами межличностного взаимодействия, подтвердилась.
Цель исследования – изучить влияние межличностных отношений на сформированную учебную группу.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!